Оглянитесь вокруг. Куда бы вы ни посмотрели, везде есть причины для опасений. В Сирии продолжается кровавая бойня. В Египте люди столкнулись с отстранением от власти администрации, пришедшей к власти в результате первых свободных выборов.
Внутри самой Турции также существуют трения и разногласия. Поляризация общества, начавшаяся во время протестов в поддержку парка Гези, усилилась. Неуважительные и провокационные замечания, высказывавшиеся в социальных сетях, теперь звучат на улицах. По мере того как напряженность растет, люди порой начинают терять рассудок.
Правоцентристски ориентированная консервативная часть турецкого общества всегда смягчала существующие противоречия, держась в стороне от радикальных движений, как правых, так и левых. Эти люди не шли на поводу у маргинальных структур, желающих разжечь межконфессиональный конфликт, и продемонстрировали смелость в том, чтобы открыть страну всему миру раньше, чем это сделало государство.
Несмотря на провокации, происламские партии в Турции никогда не отступали от здравого смысла. Несмотря на то что их партии неоднократно бывали распущены, они не ушли в подполье. Каждый раз, когда партию распускали, они создавали новую и требовали участия в выборах. Несмотря на несправедливые аресты, заключения и пытки, они не стали иррациональны или бесконтрольны.
И хотя в начале 80-х годов звучали такие слоганы, как «Иран, Пакистан; мусульмане, теперь ваша очередь», турецкие мусульмане в большинстве своём придерживались демократии. Несомненно, такая позиция была связана с многокультурной традицией; существовало понимание того, что хаос опаснее убийства, убежденность в том, что нравственность и мудрость важнее, чем политика.
В настоящее время мы имеем дело с новым положением дел. Люди, чье внимание сконцентрировано на том, что происходит на Ближнем Востоке, в том числе в Египте и Сирии, чувствуют разочарование в связи с негативным развитием событий. В этих кругах нарастает ощущение безнадежности, поскольку люди, относящиеся к этим кругам, понимают, что некоторые страны, проявлявшие интерес к созданию исламского государства, на самом деле преследуют свои национальные интересы. Те самые круги, что не имеют никаких надежд или ожиданий, связанных с поддержкой от структур в государствах Персидского залива, чувствуют ещё большую безысходность и безнадёжность. Пожалуйста, обратите внимание на психологию молодежи. С одной стороны, есть Запад, остающийся безучастным свидетелем продолжающейся резни, с другой стороны, есть Восток, также демонстрирующий безразличие по соображениям, связанным с религией или финансовыми интересами.
Тупиковая ситуация, в которой оказался мусульманский мир, толкает людей на путь радикализации. Ведущие политики и интеллектуалы должны смягчать напряжение. Антизападная риторика не решит существующих проблем. Как раз наоборот, подобные настроения обостряют проблемы. Разумное рассуждение приглашает людей понять реальную политику. И потом, рассуждая разумно, нужно признать важность человеческих ресурсов и дальнейших инвестиций в человеческий капитал. В этом выход. Это трудно, но это дает устойчивые изменения. Этот путь пролегает через размышление о людях, понимание, объяснение и принятие их. Иначе невозможно избавиться от ужасных бед, которые мировые лобби и новые силы причиняют исламу. Осторожность отражает независимость, не для разногласий. Тем, кто не верит в это, стоит обратить внимание на эпоху благоденствия во времена пророка Мухаммеда. Сотни случаев и примеров оттуда говорят нам о том, что к человеку нужен самый деликатный подход.