Нужно рассматривать отставку главы Генерального штаба и троих офицеров высшего командования как конец длительной войны. Война между сторонниками переворота и сторонниками демократических правительств, длившаяся с 27 мая 1960 года, завершилась поражением одной из партий.
Это была война, где оружие использовалось редко: реже, чем информация, давление и психологические методы. В ходе этого противостояния использовались методы и принципы эпохи Холодной войны. Создавались конституционный порядок и законы, которые предоставляли привилегии и делали неприкосновенными тех, кто поддержал переворот. Вместо того, чтобы напрямую управлять государством, они предпочитали манипулировать и контролировать гражданские правительства. Сейчас эта война и этот порядок подошли к концу.
Партия Справедливости и Развития (ПСР) начала наносить ответные удары с 27 апреля 2007 года, - с последней попытки переворота. Расследования по делам Эргенекона и Операции Кувалда загнали заговорщиков в угол. Референдум, проведенный 12 сентября 2010 года, сломил щит, прикрывавший сторонников переворота. Каждый десятый командир был взят под стражу. Некоторые еще будут арестованы. Глава генштаба и три офицера высшего командования ушли в отставку в порыве отчаяния, потому что поняли, что не смогут защитить своих людей в условиях начавшегося расследования. Таким образом, они проиграли войну, которую вели с гражданскими правительствами. Их отставка означает, что они капитулируют.
Как бы то ни было, нужно отметить, что проиграли битву сторонники переворота, а не военные. Именно заговорщики, а не военные вели эту войну и проиграли ее. Но их сила была основана на способности превратить армию в машину политической войны, чем они активно пользовались для достижения своих целей. Этот механизм включал в себя и некоторые подразделения в руководстве Генерального штаба.
Ышык Кошанер не был одним из генералов, поддерживающих мятеж. Тем не менее, он застал отголоски политической войны. Ему пришлось иметь дело с этими отголосками. Его обвинили в том, что он не защищает свой личный состав. Он ушел в отставку, чтобы защитить честь армии и оставить послание военным.
Генерал Недждет Озель, недавно назначенный на пост, - офицер-реалист. Он четко осознает условия, в которых находится. Вместо того, чтобы взваливать на себя этот груз, он начнет процесс чистки вооруженных сил. Он предпринял смелый шаг, чтобы убедиться в том, что армия не настроена против правительства и может принять на себя обязанности по обеспечению национальной безопасности. Он идет на большой риск, сталкиваясь лицом к лицу с военными, развращенными привилегиями, предоставлявшимися заговорщиками. Эти военные действуют на местах и молниеносно реагируют на текущие события. Как бы то ни было, это верная стратегия. Этот подход необходим, если военные хотят восстановить свое достоинство и психологическое преимущество, которое они утратили.
Те, кто планировал переворот, проиграли. Военным же, в свою очередь, сейчас предоставилась возможность восстановить честь и достоинство. Какое-то время армию считали криминальной организацией. Их преступления до настоящего времени скрывали, и это подорвало имидж военных. Сейчас представляется случай для проведения структурной проверки и обновления армии.
Генерал Ышык Кошанер был руководителем в переходный период. Он не оказывал поддержки сторонникам переворота. Он просто не мог остановить их. Своей отставкой он помог армии, которой командовал. Заговорщики капитулировали и проиграли войну, которую вели более пяти десятилетий. Но военные, похоже, одержали победу в своей собственной войне, которая завершилась тем, что у них, наконец, появилась возможность создать более достойную и престижную армию.