В чем суть законопроекта по реорганизации Национальной разведывательной организации (MİT), который был одобрен парламентом страны на прошлой неделе?
«Параллельное государство» — популярная концепция последних лет — может объяснить её смысл. Премьер Реджеп Тайип Эрдоган в системе колоссальной мощи нынешнего государственного аппарата создаёт маленькое, но эффективное государство, которое будет непосредственно привязано к нему самому.
Это вооруженная сила, способная действовать и вести разведку, структура, которая сможет функционировать как рука премьер-министра, получающая от него прямые инструкции и подотчетная только ему лично. Примеров существования таких структур в современных демократиях и государствах нет, поэтому нам необходимо заглянуть в прошлое. В прошлом существовали примеры лейб-гвардейцев, обладавших всеобъемлющей властью и безнаказанностью и являвшихся агентурой, которая рапортовала лично королю. Например, опричники Ивана Грозного или структура Бостанджи, состоявшая из корпусов янычар и охранявшая дворцы Османской империи. Эта аналогия не является преувеличением, так как сегодня мы наблюдаем появление структуры внутренней безопасности, получающей приказы напрямую от премьера и обладающей широкой властью и полномочиями, несравнимой с другими органами безопасности. Более того, данная структура будет неподсудной.
У законопроекта есть два важных аспекта. Первое: он переопределяет акт о проведении переговоров с Рабочей партией Курдистана (РПК), таким образом легализуя нелегитимные действия, предоставляя право секретным службам обмениваться агентами с другими странами. Эти полномочия уже использовались секретными службами Турции. Поэтому ничего нового в данных поправках к законопроекту нет. Переговоры между турецкой разведкой и РПК не являлись настоящей причиной для кризиса 7 февраля, после которого было объявлено, что главный разведчик будет арестован. И второе: законопроект наделяет представителей MİT чрезвычайными полномочиями и властью. Многие из полномочий связаны со сбором разведывательной информации, но среди всего прочего существуют возможности для вынесения оправдательных приговоров лицам, совершившим преступления. А главное то, что сотрудники разведки фактически полностью неподотчетны судебной власти. Таким образом, премьер-министр предоставляет право неприкосновенности, которого у него нет, сотрудникам MİT.