Военная реформа сквозь призму политики

| Мюмтазер Тюрконе

Говоря о профессиональной армии, силах безопасности и пограничных спецподразделениях, мы, по сути, обсуждаем внешнюю реформу безопасности с одной её стороны. Нас давно терзает проблема терроризма, поэтому неудивительно, что мы взялись за эту реформу, памятуя о борьбе с ним.

Как бы вы за эту реформу ни взялись, когда вы приметесь обсуждать вопросы, связанные с армией, вам неизбежно предстоит тщательно проанализировать всю систему. К тому же, в Турции решение множества проблем, даже не носящих военного характера, зависит от путей осуществления данной реформы. Рациональная экономика, сильная демократия, правовое государство зависят от чётко организованной и правильно функционирующей военной организации. Несмотря на наши притязания быть «народом-воином», мы не так хорошо осведомлены в военных вопросах. Не только военные могут успешно нести ответственность за защиту страны. Здесь играет роль и политическая воля, таким образом, для защиты государства нужно использовать все возможности страны, в частности и военную силу.

С террором не справиться силами армии. Армия нужна, чтобы вести войну с другими армиями. Чтобы сражаться с другими армиями, необходима единая и отлаженная военная машина. Прочная иерархия, подразделения и координация нужны, чтобы управлять этой огромной машиной, приводить её в действие. Использовать эту огромную машину в борьбе с террором — всё равно, что применять какой-нибудь огромный рабочий механизм дома, чтобы устранить мелкие неполадки. Для того чтобы армия могла функционировать, необходимо собрать всех её представителей в одном месте и раздать приказы. В борьбе с терроризмом, наоборот, необходимо прибегнуть к помощи подразделений безопасности, которые способны взять на себя инициативу, действовать исходя из гражданских позиций и наладить местные связи, то есть здесь нужно действовать полицейским подразделениям. Армия, прежде всего, отвечает за охрану целостности, выполняет приказы. Полиция же занимается отдельными происшествиями, подмечает детали, широко пользуется инициативами.

Жандармерия — организация внутренней безопасности. Но так как она опирается на сильные армейские традиции, она не может проявлять себя в отдельных случаях столь же успешно, как полиция. К тому же, так как центральная командно-приказная структура не может функционировать на местах, имеют место должностные нарушения. В армии существует единица, обязанностью которой является ведение борьбы против терроризма или, официально выражаясь, «войны несистематической». Это Особые войска. Данная военная единица, в состав которой входит Особое военное управление, представляет собой элитные военные соединения, известные как «бордовые береты» (Bordo Bereliler). Полковник в отставке Митхат Ышык, прослуживший в этих соединениях долгие годы, в программе «Эндазэ» на телеканале Эс-Ти-Ви Хабер настойчиво повторял, что Турецким вооружённым силам необходим тип «командующего-лидера» и современное военное образование этой потребности не удовлетворяет. Это замечание объясняет, почему армия не сможет бороться с терроризмом. Наша армия с её традиционной структурой готовит не лидеров, которые могут самостоятельно принимать решения, а офицеров, которые не в состоянии сдвинуться с места без приказа. Между тем в случае с таким многогранным явлением, как терроризм, командир, отдающий приказ, не может принимать столь же верные решения, как офицер, находящийся непосредственно на поле боя.

Огромную роль в современной армии играют информация и технологии. Сегодня самым важным родом войск являются войска связи, так как в любой войне важно сначала одержать победу на информационном фронте. Поэтому в борьбе с террором Турция так много уделяет внимания беспилотным самолётам-разведчикам Heron.

За последние 26 лет, ведя борьбу с терроризмом, мы допустили много ошибок. Мы до сих пор продолжаем их совершать. Главной ошибкой является то, что мы рассматриваем эту проблему как проблему военную. Нужно признать, что сделанные в своё время ошибки военного плана послужили источником массовой поддержки терроризма. Терроризм преследует политические силы, соответственно и решение проблемы связано с принятием политических мер. Влиятельные политические лица должны принять на себя всю ответственность за происходящее, это является первым условием эффективной борьбы с терроризмом. Военные только получат приказ и приведут его в исполнение.

Та информация, что всплыла вместе с нападением на Искендерун, предстаёт словно карикатурное изображение всей нашей проблемы. Занимающиеся реакционным преследованием военные подвергаются нападению. Проблема терроризма в Турции долгое время использовалась в качестве действенного средства военного надсмотра. Благодаря этому военные оставались на политической арене. Это основная причина, почему при существующей армейской структуре невозможно покончить с терроризмом. Если бы не было людей и сил, которые получают выгоду от террора, разве мог ли этот вопрос приобрести такие масштабы?

Необходимо согласно потребностям страны тщательно проанализировать внутреннюю и внешнюю структуру безопасности гражданской политической воли.