Экономическая политика Турции и ситуация вокруг национальной валюты остаются неопределёнными в преддверии президентских и парламентских выборов, намеченных в стране на 24 июня 2018 года.
Несмотря на то, что турецкая лира выросла по отношению к доллару США благодаря повышению ставок, постоянного укрепления национальной валюты не следует ожидать до подведения итогов выборов, сообщает Bloomberg со ссылкой на экономистов.
В прошлом месяце лира упала до рекордного минимума в 4,92 по отношению к доллару США, что вынудило Центральный банк Турции повысить ставки на 300 базисных пунктов. Кроме того, на этой неделе ЦБ вновь увеличил базовую ставку ещё на 125 базисных пунктов до 17,75%, что стало большим ростом, чем ожидали экономисты.
На фоне пострадавшего в результате кризиса аргентинского песо позиция лиры на развивающихся рынках значительно улучшилась, и теперь стоимость валюты может достичь 4,4 за доллар, замечает валютный стратег ING в Лондоне Пётр Крпата. Однако, по его мнению, для инвесторов «этого недостаточно», так как «до сих пор существует неопределённость в отношении комплекса политических мер».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал на майской конференции в Лондоне снизить процентные ставки после выборов, так как, по его мнению, более высокие ставки стимулируют инфляцию. Эксперт Bloomberg Константин Куркулас считает, что рынки не забыли заявления Эрдогана, поэтому у многих остаются сомнения относительно дальнейшей экономической политики в стране.
Повышение ставок ЦБ, по словам Пола Грира, менеджера фонда Fidelity International, «будет способствовать восстановлению доверия инвесторов к способности Турции оставаться на вершине кривой», тем не менее остаётся неясным, будет ли будущее правительство поддерживать рост ставок наряду с ужесточением фискальной политики.
Эрдоган является фаворитом в президентских выборах, однако его правящая Партия справедливости и развития (ПСР), по мнению Куркуласа, может потерять своё парламентское большинство, в связи с чем возникает обеспокоенность из-за возможного политического тупика после выборов. Этот риск наравне с другими подвергает опасности турецкую национальную валюту, потеря стоимости которой, несмотря на увеличение с мая, в этом году всё ещё составляет примерно 15%.
«Мы не ожидаем значительных изменений. Вопрос, который задают себе многие, заключается в том, намерены ли турецкие власти лишь обеспечить безопасность лиры в преддверии выборов (и какие меры будут приняты после выборов) или же они полны решимости восстановить экономический дисбаланс и справиться с инфляцией», - сообщают аналитики JPMorgan Chase, включая Яркина Ждебеджи.
Напомним, что инфляция в стране, по данным Турецкого статистического института (TurkStat), ускорилась с 10,9% в апреле до 12,2% в мае. За последние две недели министры Турции сделали последовательные заявления о намерении ужесточить фискальную политику после выборов и провести широкомасштабные экономические реформы.