Лира стала жертвой турецкой экономики

Экономика Турции в 2018 году идёт на спад после роста на 7,4% в прошлом году, что стало самым высоким показателем в группе индустриальных стран G20.

Об этом пишет аналитик Марк Бентли для Ahval, отмечая, что правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана стимулирует экономическую экспансию при огромных затратах, не в последнюю очередь, на заработную плату среднестатистического гражданина Турции.

На сегодняшний момент, как утверждает автор, лира находится на рекордно низком уровне по отношению к доллару, инфляция 10,3% является самой высокой на развивающихся рынках, а дефицит текущего счёта равен 5,6% ВВП.

При этом Хатидж Карахан, старший экономический советник Эрдогана, высоко оценила показатели роста как отражение того, что она назвала «правильной государственной политикой».

Но реальность несколько иная, подчёркивает Бентли. Все признаки указывают на перегрев экономики, вызванный сокращением государственных налогов и кредитными гарантиями. Эрдоган и его советники, поощряющие Центральный банк удерживать низкие процентные ставки, надеются, что эти меры будут способствовать экономическому росту до президентских и парламентских выборов, которые должны состояться в ноябре следующего года.

После повышения процентных ставок на 50 базисных пунктов до 12,75% в декабре, пишет экономист, ЦБ Турции, находясь под давлением правительства, колеблется, стоит ли увеличивать их дальше.

По мнению Уильяма Джексона, эксперта по развивающимся рынкам в Capital Economics в Лондоне, которого цитирует автор, турецкий Центробанк вряд ли ужесточит денежно-кредитную политику даже на уровне 4 лиры за доллар.

«Прошлый опыт показывает, что лира, вероятно, должна ослабеть до 4,25 за доллар, что равно обесцениванию валюты на 10% за трёхмесячный период, прежде чем Центральный банк будет действовать», - цитирует Джексона Бентли.

Поэтому сейчас многие, в том числе Goldman Sachs и UniCredit, входят в число финансовых учреждений, рекомендующих своим клиентам продавать валюту.

По словам эксперта, возможно, Эрдоган готов жертвовать стоимостью лиры в обмен на поддержку своей программы роста.

Доказательством этого является то, что правительство планирует ввести дополнительные стимулы на финансирование проектов для поддержания экономического роста, оцениваемые в 128 млрд лир (32 млрд долларов). «Это дополнительные деньги, которые правительство предоставляет в виде гарантий по кредитам промышленным компаниям: в прошлом году сумма составила более 200 млрд лир», - приводит данные автор.

На сколько правительство хочет позволить лире обесцениваться, это ещё один вопрос, считает Бентли. «Падение курса валюты является инфляционным, что означает, что покупательная способность турецких потребителей снижается, а также затрудняет погашение иностранных долгов для турецких компаний», - заключает аналитик.