Турция огласила ещё больше макроэкономических данных, которые отражают тревогу, накапливающуюся по всей стране.
Об этом пишет Гюльдем Атабай Шанлы для Ahval.
Ухудшение ожиданий отражается в перспективе роста безработицы и в отношении заработной платы. Индекс потребительского доверия свидетельствует об «ослаблении аппетита» к товарам длительного пользования, отмечает автор.
По её словам, правительство, конечно же, осознаёт ситуацию и готовится объявить ещё одну бюджетную схему стимулов для поддержки инвестиций и потребления. Но, тем не менее, 7%-ое падение лиры против корзины доллар-евро за последние два месяца в сочетании с двухлетней доходностью облигаций почти в 14% представляет собой значительные препятствия для поддержания потребителей и бизнеса.
Она утверждает, что в сочетании с продолжающимся падением лиры ухудшающийся дефицит текущего счёта к валовому внутреннему продукту (ВВП) - к концу года прогнозируется 5,5% ВВП - и дефицит бюджета, увеличившийся до 3% от ВВП, являются основными индикаторами, лежащими в основе ухудшающихся ожиданий.
По мнению Шанлы, Турция демонстрирует идеальное определение экономического перегрева, созданного ни кем иным, как самим правительством.
При этом автор считает, что шансы рационального реагирования на пожар в экономике Турции равны нулю. «Главная проблема, конечно же, в том, что сейчас правительство бездействует в решении экономических дисбалансов. Экономический рост превалирует над всеми остальными факторами во имя победы на выборах в 2019 году», - отмечает она.
В этой связи, пишет эксперт, необходимо взглянуть на поток иностранных средств в Турцию: по данным Центрального банка, в первые две недели марта иностранные инвесторы выступили продавцами в размере 223 млн долларов на фондовом рынке и 477 млн долларов на рынке облигаций. Что касается 52-недельных скользящих показателей, приток на фондовый рынок снизился до 1,8 млрд долларов с 2 млрд долларов, а приток на рынке облигаций - до 7,8 млрд долларов с 8,6 млрд долларов.
Эти факты не так уж трудно понять, добавляет Шанлы, так как валовые диспропорции в экономике Турции наблюдаются в то время, когда глобальный фон быстро меняется и ожидается повышение ставок со стороны Федерального резервного фонда США. «В случае возможного четвёртого повышения ставок в 2018 году, в отличие от трёх первоначально предусмотренных, волатильность на валютном рынке и рынках облигаций будет повышаться из-за ожидаемого притока средств на рынок облигаций США, где доходность растёт», - анализирует она.
По словам Шанлы, выход из этой спирали негативных событий есть.
«Правительство должно начать с поиска надёжного якоря для экономики. То, что нужно Турции, - нормализация на всех уровнях, а не подпитывающая разногласия политическая риторика и экономическая политика, стимулирующая рост и углубляющая слабости», - пишет она.
Проверка действительности должна начинаться с принятия двух основных фактов, считает эксперт: при нынешних темпах экономического роста в Турции ожидается значительный дефицит текущего счёта, а его бюджетный дефицит, который всё чаще становится основным источником роста, в ближайшие два-три года будет расширяться. Ситуация сводится к «двойному дефициту», то есть у Турции есть дефицит экономики на всех уровнях, причём дефицит финансируется за счёт иностранных сбережений.
Шанлы отмечает, что эта опасная комбинация может сохраняться в течение некоторого времени, учитывая постоянную ликвидность на мировых финансовых рынках. Она отмечает, что в какой-то момент либо темпы сбережений Турции должны возрасти, либо обесценивание лиры наберёт новый импульс.
«Турция, зависящая от иностранных притоков, должна сохранить свою экономику на плаву, должна начать реалистично осуществлять макроэкономическое управление. В противном случае спираль событий, начинающихся с более быстрого снижения лиры, будет означать более высокую инфляцию и более медленный рост», - заключает она.