После того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган занял пост президента Турции в августе 2014 года, турецкая лира рухнула, что привело к росту инфляции. Реальный уровень инфляции в Турции составляет почти 40%.
Об этом пишет профессор прикладной экономики университета Джона Хопкинса Стив Ханке в анализе для журнала Forbes.
По словам Ханке, хотя официальный уровень инфляции и составляет 10,9%, паритет покупательной способности (ППС) позволяет рассчитывать инфляцию на основе изменений обменного курса, что составляет 39,2%.
Экономист, консультировавший десятки мировых лидеров по вопросам валютных реформ и гиперинфляции, сказал, что он ежедневно измеряет предполагаемый уровень инфляции в Турции, используя ППС для перевода изменений обменного курса лира-доллар в годовую инфляцию.
Ханке считает, что причинами высоких темпов инфляции является «слишком свободная» политика Центрального банка, способствующая большому росту денежной массы.
Объём денежной массы в обращении вырос на 16% по сравнению с 2014 годом и на 18% - с 2016. Данные цифры соответствуют 13-процентному росту, необходимому для достижения целевой инфляции ЦБ в 5%, добавил он.
Кроме того, наблюдается снижение качества денег, поскольку Центробанк заменяет свои сокращающиеся валютные резервы лирами.
Спрос на активы, выраженные в лирах, также ухудшается в связи со снижением рентабельности, вызванным падением курса турецкой национальной валюты. Например, японские инвесторы берут иены по низким процентным ставкам, чтобы купить лиры и получить более высокую прибыль.
«Вряд ли ЦБ притормозит рост денежной массы. И также маловероятно, что Эрдоган будет потворствовать повышению процентных ставок, что необходимо для успешной так называемой "керри трейд" (стратегия получения прибыли на валютном рынке за счёт разной величины процентных ставок). Чтобы и дальше развивать керри трейд и стимулировать спрос на лиру, процентные ставки должны быть гораздо ниже измеренного мной уровня инфляции, достигшего почти 40%. Картина складывается не совсем благоприятная», - подчёркивает Ханке.