Есть ли жизнь в Турции после 15%-ой инфляции?

Всё внимание приковано к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану после того, как инфляция достигла самого высокого уровня с 2003 года.

Уровень инфляции в 15,4% за июнь, объявленный на прошлой неделе, полностью шокировал инвесторов и экономистов, подчёркивает в своей статье для Ahval Гюльдем Атабай Санли. Цены, похоже, выходят из-под контроля и могут увеличиться на 18-20% в разгар лета.

«Таким образом, вопрос в том, проснётся ли Эрдоган в меняющейся обстановке на международных рынках, в которой деньги хлынули из развивающихся рынков, считающихся менее стабильными, и вернётся к ортодоксальной экономической политике, которая оказалась успешной в первые дни его правления. Или его правительство будет настаивать на продолжении экономического роста, который превратится в проигрышную игру», - пишет автор.

По её мнению, в случае, если Эрдоган выберет «экономическое благоразумие», то Турции, возможно, удастся отбить надвигающуюся экономическую рецессию, как только Федеральная резервная система завершит свою программу повышения ставок и деньги начнут поступать обратно на развивающиеся рынки.

Июньская инфляция в Турции оказалась самым ужасным кошмаром. Годовая инфляция потребительских цен достигла 15,4 процента с 12,2 процента в мае. Между тем, индекс цен производителей вырос на целых 23,7 процента.

Аналитик считает, что ухудшение динамики инфляции в Турции не внезапная проблема. Это началось в период с 2010 по 2013 год, когда индекс потребительских цен составлял в среднем от 8 до 9%. «Это было время, когда глобальная ликвидность, или так называемые “лёгкие деньги”, достигла пика для развивающихся рынков. Это было тогда же, когда Центральный банк переключился с режима таргетирования инфляции на неортодоксальную денежно-кредитную политику, основанную на нескольких процентных ставках, в явной попытке успокоить Эрдогана и его отвращение к более высоким процентным ставкам», - подчёркивает она.

Турецкая лира обесценилась почти на 20% по отношению к доллару в последние три месяца, напоминает Санли. Но сейчас мы имеем дело с полным валютным шоком, который сильно повлияет на инфляционную динамику Турции, а это означает, что текущий уровень в 15,4%, безусловно, не является пиковым.

Центральный банк Турции был слишком медленным в повышении процентных ставок в этом году, чтобы помочь смягчить инфляцию и ослабление валюты. По её мнению, это последнее действие в повышении ставок в общей сложности на 500 базисных пунктов теперь вызвало шок процентной ставки.

«Таким образом, к августу индекс потребительских цен достигнет 18-20%. У нас сложилась ситуация стагфляции, в которой экономический рост в третьем квартале будет отрицательным. За этим последует несколько кварталов, где будет доминировать кризисная среда», - анализирует она.

По её словам, ответ на вопрос в заголовке зависит от того, как Эрдоган подходит к управлению экономикой в рамках новой президентской системы, первой для страны и уникальной с точки зрения подобных систем во всём мире.

Санли считает, что Эрдоган так сильно изменил культуру управления Турцией, особенно после прошлогоднего всенародного референдума, что его переизбрание 24 июня означает, что ему сначала нужно привести бюрократию в порядок, чтобы государство и новый и расширенный кабинет президента могли функционировать гладко. «Ожидаемое назначение 9 июля новой команды министров не даст нам никаких подсказок о том, как будет реально работать экономика, поскольку полномочия этих министров будут серьёзно урезаны при новой президентской системе», - заявляет эксперт.

Она также подчёркивает, что растущие экономические проблемы Турции не ограничиваются только очень высокой инфляцией, которая будет ещё выше. По мнению Санли, инфляция является лишь побочным продуктом политических ошибок, которые были допущены в течение последних десяти лет 15-летнего правления правительства Партии справедливости и развития (ПСР).

«У Турции в руках тикающая бомба - огромная нагрузка по внешнему корпоративному долгу в размере 25-30% ВВП в экономике, которая изо всех сил пытается сосредоточиться на производственных секторах в отсутствие эффективного руководства», - пишет она.

В итоге, заключает автор, Эрдоган будет занят формированием президентской системы государства, но ему придётся столкнуться с насущными экономическими проблемами, которые уже нельзя прятать под ковёр денег, которые стекались в страну в более легкие времена.

«Так что всё зависит от выбора Эрдогана и его способности понять экономическую реальность», - констатирует Санли.