В ходе судебного разбирательства по факту попытки государственного переворота, предпринятой в Турции в прошлом году, один из подозреваемых - бывший командующий Северным морским флотом и контр-адмирал Омер Фарук Харманджик - заявил в среду, что, вопреки правительственному изложению фактов, в ночь мятежа путчисты на авиабазе Акынджи не удерживали начальника Генерального штаба Турции генерала Хулуси Акара против его воли.
В ходе слушания, Харманджика, который якобы заставил Акара подписать декларацию о перевороте, спросили, как он попал в комнату Акара на базе.
«Я прошёл в его комнату на авиабазе Акынджи также, как я заходил к нему в кабинет. Ему никто не угрожал. Там не было ни одного вооружённого человека. Я не видел, чтобы начальника Генштаба удерживали силой», - сказал подсудимый во время слушания в 4-м Верховном уголовном суде Анкары.
Харманджик утверждал, что узнал о прибытии главы Генштаба и командующих ВС на авиабазу Акынджи после того, как ему стало известно о попытке переворота. Он всего лишь ждал их приказов.
Председательствующий судья Селфет Гирай напомнил обвиняемому о показаниях старшего сержанта Мустафы Озела, задержанного после путча при попытке побега в Грецию в провинции Эдирне. Харманджик сказал, что не присутствовал на собраниях в стамбульском районе Ченгелкой, как утверждает Озел.
В свою очередь Озел опроверг свои ранние показания. «Меня систематически пытали в течение трёх месяцев. Я отказываюсь от своих слов, сказанных под пытками», - заявил он.
«Вас поймали 16 мая. Вы сказали суду, что не хотели давать показания в присутствии людей, задержанных вместе с вами. Вы также заявили, что у вас есть важная информация, которой вы хотели бы поделиться. Мы получили ваши показания при помощи системы SEGBİS [Системы распознавания голоса и образов]. В своих показаниях вы не упоминали, что даёте их под давлением. Вы считаете, что на вас оказывают давление, когда вы находитесь один без посторонних, но разве здесь и сейчас в присутствии всех подозреваемых вы не находитесь под давлением?», - спросил судья в ответ на слова Озеля.
Старший сержант пояснил, что в тот день он ощущал явное давление и боялся, что из-за его показаний с ним может что-то случится. Он также добавил, что в тот момент он не мог давать показания должным образом, что он и пояснил в ходе своей защиты.
Главный подозреваемый по делу о госперевороте, бывший командующий воздушными силами Турции и член Высшего военного совета Акын Озтюрк, также заявил в понедельник, что солдаты с уважением относились к Акару, когда его удерживали офицеры, участвующие в путче.
В соответствии с источниками в силах безопасности, личный секретарь Акара генерал-майор Мехмет Дишли под дулом пистолета приказал начальнику Генштаба подписать декларацию о перевороте и зачитать её общественности. Получив отказ, заговорщики завязали на его шее ремень, вынуждая выполнить свои требования. Источники утверждают, что командующие ВС также находились в плену.
Перед судом по обвинению в участии в мятеже предстали в общей сложности 486 человек. Подозреваемые, получив приказ с авиабазы Акынджи, якобы планировали убить Эрдогана в ночь мятежа.
По мнению турецкого правительства, авиабаза Акынджи, расположенная к северо-западу от Анкары, стала координационным центром путчистов, и именно оттуда были отданы приказы бомбить парламент и свергнуть Эрдогана.
Правительство Турции и президент Реджеп Тайип Эрдоган обвиняют в организации мятежа сторонников религиозного движения Фетхуллаха Гюлена, несмотря на тот факт, что и члены движения, и сам Гюлен неоднократно отрицали свою причастность к перевороту.