Насколько надёжны турецкие опросы?

Поскольку на 24 июня в Турции намечены президентские и парламентские выборы, практически ежедневно появляются результаты всё новых опросов. Однако, они не отвечают на вопрос, кто из кандидатов может стать конкурентом нынешнему президенту.

Об этом пишет главный редактор Hürriyet Мурат Йеткин, подчёркивая, что в основном прогнозы сосредоточены на том, закончится ли гонка победой Реджепа Тайипа Эрдогана в первом туре или 8 июля состоится второй тур.

По его словам, тот факт, что парламентские выборы пройдут одновременно 24 июня, ещё более усложняет перспективу. Даже если президентские выборы не будут завершены за один раунд, формирование парламента будет принято уже 24 июня. «Так что, если президент не будет избран в первом раунде, то кандидат на высшем уровне - скорее всего, Эрдоган - может оказаться перед лицом ситуации, когда Партия справедливости и развития (ПСР) не будет иметь парламентского большинства во втором туре, несмотря на альянс ПСР с Партией Националистического Движения Девлета Бахчели (ПНД) и Партией Великого Единства Мустафы Дестиджи (BBP)», - отмечает журналист. Более того, добавляет колумнист, если он окажется избранным во втором раунде, Эрдоган, возможно, в конечном итоге получит парламент, который не примет все те законы, которые он считает необходимыми.

Есть ещё одна ключевая проблема, по мнению Йеткина. После недавнего заявления председателя «Хорошей партии» Мераль Акшенер все стороны в оппозиционном блоке пообещали, что они снимут чрезвычайное положение, объявленное правительством после попытки государственного переворота в июле 2016 года, если придут к власти; Эрдоган же как президент снова будет иметь право формировать правительство и объявить чрезвычайное положение, способное обходить парламент, но парламент всё равно будет иметь право голосовать.

Автор обращает внимание, что сама система выборов также сложна. Из-за недавних изменений в Законе о выборах, турецким избирателям придётся выбирать между альянсами.

«Учитывая сложность картины, нелегко понять, как и с помощью каких ресурсов опросные компании могут проводить такие частые опросы. Возможно, объявление результатов одного опроса за другим рассматривается как своего рода PR-кампания для них. Возможно, это просто часть пропагандистской кампании для тех сторон, которым они близки. Но на данный момент по крайней мере к этим опросам следует относиться с осторожностью, поскольку почти все они далеки от заслуживающих доверия», - заключает Йеткин.