Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стал единственным контролирующим недавно созданного органа атомного регулирования.
Об этом пишет Пелин Дженгиз для издания Ahval. В соответствии с новым положением, орган атомного регулирования (Nükleer Düzenleme Kurumu или NDK) будет единственным уполномоченным органом в Турции в отношении ядерной энергии, подчёркивает автор.
В этом указе, как она отмечает, содержится много спорных положений, касающихся будущего атомной энергетики в Турции. Критически важный институт, который будет регулировать высокотехнологичные и многоплановые инвестиции и производство в соответствии с новым законом, не будет иметь контроля со стороны какой-либо другой организации, кроме самого президента.
Вновь созданный NDK будет обладать полной административной и финансовой автономией, уточняет журналист. Кроме того, сам президент определяет обязанности и полномочия учреждения.
Согласно закону, указывает Дженгиз, административный орган NDK, Совет по атомному регулированию, будет состоять из пяти членов, назначаемых президентом, что делает его первостепенной ролью по всем вопросам, связанным с ядерной энергией в Турции.
«В законе говорится, что президент может определять обязанности и ответственность учреждения, определять членов правления, председателя и даже может принимать решения о заработной плате его должностных лиц. Кроме того, в законе не говорится о необходимой квалификации должностных лиц, а лишь говорится, что они должны быть "компетентными людьми"», - обращает внимание журналист.
В законе, добавляет она, также не предусматривается создание какого-либо механизма контроля или подотчётности для этого учреждения.
В свою очередь, Турецкое агентство по атомной энергии (TAEK), бывшее официальное учреждение по атомной энергетики, которое передаст большую часть своих обязанностей NDK, теперь будет отвечать только за утилизацию ядерных отходов.
Закон, по словам автора, сформулирован весьма своеобразно: например, в разделе общих принципов говорится, что деятельность должна приносить пользу «отдельным лицам или обществу», однако, неясно, что означает «отдельным лицам». «Если проект приносит пользу одному человеку, этого будет достаточно, чтобы продолжить план?» - задаётся вопросом Дженгиз.
Ещё одна странная и рискованная глава закона, указывает журналист, оставляет определение доз токсичного излучения на NDK. «Производимые радиоактивные отходы должны храниться на минимально возможном и разумном уровне в отношении количества, объёма и радиоактивности», -цитирует она закон, отмечая, что при этом нет никаких критериев для самого низкого разумного уровня.