Дипломатический кризис между Турцией и США влечёт за собой далеко идущие последствия для региона Ближнего Востока, ставшего свидетелем того, как страна сближалась с Ираном и Катаром, и теперь может начать действовать наперекор своим союзникам.
Напомним, что отношения Турции и США серьёзно пострадали после тюремного заключения американских граждан, включая пастора Эндрю Брансона, арестованного в октябре 2016 года по обвинению в шпионаже. В результате отказа Анкары освободить задержанных, США ввели санкции в отношении Турции и удвоили тарифы на импорт стали и алюминия.
Потрясения, вызванные растущей враждебностью между Анкарой и Вашингтоном и вытекающими из этого экономическими трудностями, с которыми сталкивается Турция, уже докатились до Ближнего Востока, где растёт напряжённость в отношениях с Саудовской Аравией, Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами на фоне сближения Турции с Ираном и Катаром, отмечает профессор международного бизнеса Ибрахим Варде, считают аналитики Ближневосточного Центра Карнеги.
Отношения Турции с Саудовской Аравией, Египтом и другими арабскими странами уже сильно пострадали в связи с её поддержкой организации «Братья-мусульмане», которая является запрещённой в большей части региона.
«На Ближнем Востоке турки ведут политику, противоречащую целям Соединённых Штатов в Сирии, Иране, Израиле-Палестине и Египте. Турция могла бы активизировать свои связи со странами и группами, являющимися врагами США, но это было бы вопросом степени», –в сказал старший научный сотрудник по вопросам Ближнего Востока и Африки Стивен А. Кук, добавив, что кризис по делу Брансоном вряд ли повлиял на это.
Французский ученый и бывший дипломат Марк Пьерини поделился своим мнением о том, что именно действия России, а не США и Турции, определяют политику Анкары в Сирии.
Сотрудничество между Анкарой и Москвой может подвергнуться испытанию, если Россия продолжит поддерживать кампанию президента Сирии Башара Асада по возвращению последних оппозиционных опорных пунктов в северо-западной провинции Идлиб, где присутствуют турецкие силы, сказал Пьерини.
«На стратегическом фронте осложняющим фактором является несовместимость между решением Анкары приобрести российские ракетные системы С-400 и намерением купить американские истребители F-35, что может стать серьезной угрозой для Соединенных Штатов и НАТО», – добавил он.
Турция договорилась о покупке систем противоракетной обороны С-400, первая партия которых должна быть поставлена в следующем году. Страны-союзники Североатлантического договора выступают против сделки, которая, по их словам, нанесёт ущерб взаимодействию НАТО в области обороны и может помочь Москве получить доступ к секретным военным данным альянса.