Напряжение в отношениях США и Турции всё ещё сохраняется

Освобождение американского пастора Эндрю Брансона закроет главу в американо-турецкой дипломатической истории; однако не разрешит напряжённость между Анкарой и Вашингтоном.

Об этом пишет Аарон Штейн, старший научный сотрудник Центра Рафика Харири для Atlantic Council.

Брансон, который был освобождён в пятницу турецким судом после двухлетнего задержания по обвинению в терроризме, был в центре продолжающегося дипломатического скандала между двумя союзниками по НАТО по ряду вопросов, таких как Иран, гражданская война в Сирии и покупка Турцией зенитно-ракетной системы С-400 российского производства, подчёркивается в статье.

«С нетерпением ожидалось, что освобождение Брансона должно заморозить будущие финансовые меры США, взимаемые с Турции. Однако Турция, несомненно, ещё столкнётся с импортными пошлинами на сталь и алюминий, учитывая, что Анкара была включена в первоначальные тарифы, введённые в мае», – отмечает Штейн.

По мнению аналитика, неспособность Турции освободить Брансона перевернула двусторонние дипломатические усилия США и привела в движение решимость Белого дома довести до конца угрозы, сделанные Турции во время переговоров по Брансону.

«По мере того, как Соединённые Штаты продвигают свои усилия по использованию вторичных санкций, чтобы снизить импорт иранской энергии в ноябре этого года, напряжённость с Турцией по поводу иранской энергии может стать более острой. Действительно, если задуматься, то корни кризиса, связанного с Атиллой (турецкий банкир Хакан Атилла, признанный виновным в нарушении санкций США в отношении Ирана – ред.), а затем и с Halkbank (банк также считающийся замешанным в нарушении санкций США в отношении Ирана – ред.), связаны с введением санкций против Ирана в 2012 году и попытками Анкары обойти их», – добавляет автор.

Будущее сирийского Манбиджа – где обе стороны договорились о дорожной карте в начале этого года – также является постоянным источником напряжённости между Анкарой и Вашингтоном. Помимо координации совместных патрулей вокруг передовой линии войск, обе стороны должны будут определить, куда направятся патрули, кто будет отвечать, прежде чем обратиться к вопросу управления в Манбидже, указывает Штейн.

И ещё есть спорная покупка Анкарой российских ЗРС С-400, против которой США остаются непреклонными. Сделка между Москвой и Анкарой может угрожать передаче F-35 в Турцию, напоминает Штейн, что приведёт к санкциям против турецких фирм.

«Освобождение Брансона может только усилить очень серьёзные и более ощутимые разногласия по целому ряду внешнеполитических вопросов. В конце концов, у Турции было достаточно оснований для освобождения Брансона. С экономическим кризисом перспектива большего давления США может затруднить решение экономического недуга (Турции – ред.). Кроме того, с продолжающимися дискуссиями о Сирии и С-400, снятие вопроса Брансона со стола могло бы помочь Турции завоевать столь необходимую добрую волю со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти», – пишет аналитик.

Актуальные вопросы, разделяющие Анкару и Вашингтон, по мнению Штейна, ещё предстоит решить.