Последний резкий шаг лидера ультранационалистической партии Турции Девлета Бахчели возможно показывает, что он обнаружил, что поддержка президента Реджепа Тайипа Эрдогана слабеет, не столько среди избирателей, сколько среди административных работников.
Об этом для The Arab Weekly пишет журналист Явуз Байдар.
В то время как мир наблюдал, как Эрдоган жонглирует мячами в деле Хашагджи, ключевое событие не смогло привлечь внимание, которого оно заслуживает. «К вызовам Эрдогана добавился внутренний элемент на фоне беспрецедентной драмы убийства саудовского журналиста в консульстве в Стамбуле. Это угрожает его власти в долгосрочной перспективе, поскольку местные выборы должны состояться в марте следующего года», – указывает автор.
В тот день, когда Эрдоган пообещал раскрыть «голую правду» о смерти Хашагджи, его политический союзник Бахчели попытался украсть роль главного ньюсмейкера, подчёркивает Байдар, бросив «политическую гранату»: лидер Партии националистического движения (ПНД) выступил в парламенте до Эрдогана и заявил, что Народный альянс с правящей Партией справедливости и развития Эрдогана (ПСР) невозможен в дальнейшем и на местных выборах в марте 2019 года. В Турции это стало таким потрясением, что даже национальная валюта снова упала в цене.
Пока, как пишет автор, между ПСР и ПНД продолжается лишь словесная война, однако Бахчели, по мнению Байдара, – не просто политик. Вероятно, считает журналист, Бахчели чувствует ослабевшую поддержку Эрдогана в административных кругах и понимая, какой ущерб наносит экономический кризис президенту и ПСР, ожидает подъёма турецкого национализма.
«Массовая чистка бюрократов, военных и судов в основном из-за связей с движением Фетхуллаха Гюлена (оно обвиняется Анкарой в организации путча 2016 года – ред.) и левых секуляристов после попытки переворота в 2016 году неизбежно привела к предпочтению и продвижению жёстких националистов», – обращает внимание Байдар. Перестановки, возможно, воодушевляют тех, кто поддерживает Бахчели и его партию, отмечает автор.
По его словам, если это тенденция – значит Эрдоган в беде. По мнению журналиста, несмотря на то, что Эрдоган достаточно дальновидный политик и сам пока не делает никаких заявлений относительно распада альянса и будущих выборов, сейчас он перестроил ПСР и превратил её в машину для поддержания собственной власти. Кроме того, он контролирует СМИ, судей, военных и, самое главное, толпы – «его сторонники загипнотизированы им», добавляет Байдар.
«Тем не менее, ожесточённый, агрессивный, ирредентистский тип турецкого национализма набирает силу. Это не в пользу Эрдогана и ирония в том, что он сам открыл дверь националистам», – пишет автор.
Турецкое общество, оказавшееся в ловушке между двумя деспотичными идеологиями, начинает отходить от исламизма в сторону пантюркизма. В лучшем случае Эрдогану придётся принять часть повестки дня ультранационалистов, а местные выборы будут состоять в дальнейшей консолидации турко-исламского синтеза, заключает Байдар.