Шебнем Гюмюшчу, доцент политологии в университете Миддлбери, пишет, что образцовая явка турецких граждан на выборы, несмотря на все причины, по которым они могли бы утратить веру в демократию, свидетельствует о её удивительной жизнестойкости.
Явка избирателей с марта 2014 года в Турции не опускалась ниже 83%, в то время как в выборах мэра Стамбула, прошедших 23 июня, приняли участие более 80% избирателей, напоминает в своей статье для в Washington Post Гюмюшчу.
Безоговорочная победа кандидата от оппозиции Экрема Имамоглу над Бинали Йылдырымом, от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах 23 июня, произошла после голосования, состоявшегося 31 марта. Напомним, что после первых выборов ПСР обжаловала результаты голосования, которое она проиграла с небольшим перевесом, заявив о мошенничестве и нарушениях.
Действия правящей партии, направленные на то, чтобы убедить Высшую избирательную комиссию Турции (ЦИК) аннулировать результат голосования в Стамбуле из-за якобы имевших место нарушений, сплотили большую часть турецкого общества, считает автор.
Эта кажущаяся несправедливость привела к беспрецедентной мобилизации избирателей, сыгравшей огромную роль в победе Имамоглу, отмечает Гюмюшчу, добавляя, что авторитарная ПСР пыталась переломить исход предвыборной кампании в свою пользу «систематически нарушая гражданские свободы, создавая свои собственные средства массовой информации, и политизируя государственные институты и судебную систему».
Между тем СМИ страны предоставляют весьма ограниченную платформу для оппозиционных кандидатов. Проправительственные газеты в стране составляют 90% от общенационального тиража. Анкара инициировала репрессии против средств массовой информации, особенно после попытки государственного переворота, предпринятой в 2016 году, в то время как самые известные и талантливые журналисты предстали перед судом, оказались за решёткой или были вынуждены бежать их страны, пишет автор.
Однако, по словам аналитика, снижение шансов на справедливые выборы в рамках правления ПСР не помешало избирателям, и на это есть несколько причин.
Во-первых, выборы в Турции проводятся с 1950 года.
Во-вторых, правящая партия, несмотря на фальсификации циклов кампании, не подтасовывала результаты выборов. И, наконец, при ПСР выборы стали единственной возможностью проведения конкурентной политики и политических акций.
Как отмечается в статье, это перетягивание каната между авторитарными и демократическими силами в стране, вероятно, продолжится и в обозримом будущем.