Экс-президент Турции говорит, что страна была неправа, приняв президентскую систему

Абдуллах Гюль, один из основателей правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) и предшественник на посту президента Реджепа Тайипа Эрдогана, выступил против исполнительной президентской системы.

Напомним, что Гюль занимал пост президента с 2007 по 2014 год, в то время как его близкий союзник Эрдоган был премьер-министром, а до этого — широко уважаемым министром иностранных дел.

Но после того как Эрдоган занял пост президента и направил Турцию к системе, в которой президент имеет широкие исполнительные полномочия, Гюль в значительной степени отошёл от политики, хотя аналитики говорят, что он был недоволен политическим направлением страны. Некоторые тем временем указывали на Гюля как на того, кто мог бы объединить разрозненных противников Эрдогана.

«Я считаю, что парламентская система более точна для Турции, даже когда я был президентом. Мой выбор — за полностью демократическую парламентскую систему. До сегодняшнего дня парламент никогда не был таким незначительным. Турция чувствует его отсутствие», — сказал Гюль в интервью Karar.

Добавим, что Турция проголосовала за переход к новой системе на референдуме в 2017 году, который был проведён в период чрезвычайного положения после неудачной попытки государственного переворота в июле 2016 года. Новая система покончила с должностью премьер-министра и позволила президенту издавать законы указами и привязать ключевые институты, а также большой финансовый контроль к президентству.

Исламистская партия Эрдогана утверждает, что новая система позволяет более гладко управлять правительством, но критики говорят, что она выхолостила парламент и провозгласила единоличное правление.

Гюль также раскритиковал закупку правительством России зенитных ракетных комплексов С-400, несмотря на возражения союзников Турции по НАТО.

Напомним также, что США выступают против сделки с С-400, поскольку российская система не совместима с системами НАТО и из-за опасений, что если турецкие военные будут эксплуатировать обе ракеты, это позволит России собирать конфиденциальную информацию об обороне передовых истребителей НАТО.

Кроме того, Турция рискует получить санкции США в связи с покупкой С-400, которая направлена на сдерживание третьих сторон от оборонного партнёрства с Россией, и эта покупка может осложнить будущие продажи вооружений Вашингтона, особенно поставку 100 передовых самолётов пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II, заказанных Турцией.

Бывший президент заявил, что приобретение Турцией С-400 может подорвать мощь её армии, второй по величине в НАТО после США.

«Потому что, в конечном счёте, все стандарты Вооружённых сил Турции, все от её ВВС до Сухопутных войск, соответствуют стандартам НАТО. Сила Турции исходит из этого», — сказал Гюль.

Турецкие военные чиновники и дипломаты должны были видеть, что страна не может одновременно иметь российские ракеты и самолёты, разработанные в обход этой системы обороны, заключил он.