Турция отказалась от китайских ракетных систем, из Америки и Европы стали поступать предложения о «совместном производстве». Самыми заметными из таких компаний были американский гигант оборонной промышленности Lockheed Martin и консорциум MEADS с немецко-итальянским участием.
Представители MEADS, с которыми в начале февраля довелось побеседовать и мне, выразили готовность к сотрудничеству по многим вопросам, включая совместное производство с Турцией, передачу технологии, интеграцию существующего потенциала турецких компаний в систему, но подчеркнули, что им необходимо какое-то время, чтобы перед началом торгов лучше презентовать себя.
Когда об этом важном предложении, в котором нет ничего плохого с точки зрения удовлетворения требований Турции, я рассказал одному важному официальному лицу из Анкары, он встретил это с улыбкой. Насколько я понял, от некоторых компаний из Америки и Европы поступали гораздо лучшие предложения.
С другой стороны, я специально интересовался, как начало благоприятного периода в турецко-российских отношениях отразится на ракетном вопросе, но не смог получить какого-либо четкого, удовлетворительного ответа. России, видимо, пока нет за столом переговоров о предложении, которое выходило бы за рамки продажи ракет. Возможно, что-то и обсуждалось, но мне не удалось узнать подробности этого вопроса. Тем не менее минувшим днем пришла новость, с которой стали проявляться некоторые детали.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что российский концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» может произвести системы ПВО С-400 для Турции в случае подписания контракта с Анкарой. Налицо заметный прогресс, который я вижу в этом сообщении. В то время как ранее Россия предлагала С-300, теперь она пришла к точке: «Мы можем дать и С-400». Однако таких деталей, как совместное производство, передача технологии, нет. Генеральный директор российской государственной компании «Ростех» Сергей Чемезов также сообщил, что Россия и Турция ведут переговоры по вопросу продажи зенитных ракетных систем С-400.
В то же время, несмотря на всю холодность администрации Обамы, с новым президентом США Трампом вероятность того, что в тендере на приобретение зенитно-ракетных систем дальнего радиуса действия Турция изменит свой курс на Запад с тем, чтобы удовлетворить свои требования, кажется, еще выше.
Гюнтай Шимшек, Habertürk
*Заголовок на сайте ИноСМИ: Где Россия в ракетном вопросе?