Эрдоган опасается потерять свою популярность при использовании традиционных методов борьбы с кризисом

В то время как министр финансов и зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана Берат Албайрак разъезжает с визитами по дружественным державам в надежде получить финансовую поддержку, турецкая лира бьёт новые минимумы по отношению к доллару США.

Стремительное обесценивание лиры вызывает чувство дежавю у турецких обывателей, которые помнят аналогичный масштабный валютный кризис 2001 года, пишет Лейла Болтон в Financial Times.

В то время как Турции потребовалось 17 лет, чтобы вновь оказаться в режиме кризиса, который много лет назад был разрешён благодаря реформам, вдохновленным Международным валютным фондом (МВФ), президент Реджеп Тайип Эрдоган не желает вновь обращаться за помощью в фонд, заявив, что тогда страна потеряет свой суверенитет.

Эрдоган опасается, что накануне местных выборов, намеченных на март следующего года, он может потерять популярность, если воспользуется традиционными средствами для борьбы с кризисом, отмечает Болтон. Эрдоган впервые оказался в центре внимания в качестве мэра Стамбула и ему было бы жалко потерять голоса избирателей здесь или в других крупных турецких городах.

«Господин Эрдоган сможет воспользоваться патриотическими чувствами граждан, если представит экономические проблемы Турции битвой за национальное выживание против иностранцев, которые стремятся навредить стране. СМИ, оказавшиеся под контролем правительства после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в Турции в 2016 году, раскачивают идею теории заговора. Некогда прямолинейные бизнесмены, разбирающиеся в вопросе, теперь предпочитают молчат», – пишет автор.

Центральный банк Турции в наступающий четверг проведёт заседание, чтобы решить, нужно ли повышать процентные ставки, чтобы остановить падение лиры. Надо сказать, что в августе ЦБ продолжал бездействовать, даже когда валюта потеряла около четверти своей стоимости. Ранее ЦБ объявил о повышении процентной ставки до 17,75%, что на данный момент меньше, чем годовая инфляция потребительских цен, достигшая в августе на 17,9%. Кроме того, согласно прогнозам уровень инфляции, который в январе приравнивался к 10,4%, снова начнёт расти уже в сентябре.

«Как в 2001 году, когда причиной кризиса стал всплеск коррупции в верхних эшелонах власти, так и сегодня, достаточно лишь искры, чтобы ситуация усугубилась. Сегодня Турция переживает валютный кризис, но, если лира не восстановит утраченные позиции он может перерасти в банковский», – цитирует журналист Аджая Чиббера, являвшегося представителем Всемирного банка в Турции с 1997 по 2003 год.

Один из стамбульских бизнесменов считает, что данная ситуация не является неожиданностью, однако скорость взлетов и падений довольна велика. Также он высказал предположение о том, что следующие год или два будут непростыми для экономики Турции.

Кроме того, опрос местной исследовательской компании Metropoll, опубликованный на этой неделе, указал на падение рейтингов Эрдогана, что означает, что всё больше избирателей не одобряют его работу. Если Эрдоган не изменит курс, самой большой жертвой его позиции станет турецкая экономика, подчеркнула Болтон.