«Банкам Турции грозит возможное возвращение в неспокойное прошлое»

Банковская индустрия Турции, основа экономической и финансовой революции, произошедшей чуть более десяти лет назад, сейчас переживает тревожные времена.

И может стать ещё хуже, утверждает обозреватель Ahval Марк Бентли.

Обоюдоострый меч прошлогоднего падения лиры, который вынудил многие компании объявить дефолт, и весьма сомнительная политика правительства, привлекает негативное внимание рейтинговых агентств, подчёркивает автор.

По его словам, как только маржа сужается, правительство заставляет руководителей банков снижать процентную ставку и увеличивать кредитование безденежного бизнеса и потребителей.

Часть этого плана включает в себя «голодовку» для банков с обычно высокодоходными казначейскими облигациями. «Правительство делает это, продавая меньше долгов на открытом рынке и искусственно снижая процентные ставки. Государственные банки активно участвуют, скупая миллиарды лир через неконкурентные предложения», – утверждает Бентли.

Он напоминает, что в пятницу крупнейший государственный банк, Ziraat, объявил, что будет выдавать кредиты потребителям ниже уровня инфляции – 1,53% в месяц по всем направлениям. При этом инфляция потребительских цен в январе составила 20,4% в годовом выражении.

Также в пятницу министр финансов и казначества Берат Албайрак сообщил, что правительство договорилось о предоставлении малым и средним предприятиям 25 млрд лир (4,7 млрд долларов) кредитов через 17 банков под 18,5% годовых. 80% кредитов будут гарантированы казначейством от дефолта.

Однако две недели назад Standard & Poor's предупредила, что возможный всплеск безнадёжных долгов (неработающие кредиты в Турции составляют 4% от общего объёма кредитов и растут) может побудить агентство пересмотреть кредитные рейтинги.

На прошлой неделе рейтинговое агентство Moody's предупредило, что дешёвое кредитование государственных банков Турции является ошибочным и может привести к снижению рейтингов. Он привёл другую схему, объявленную Vakıfbank, который также снизил ставки по потребительским кредитам до уровня ниже инфляции. Между тем, Ziraat также занимается реструктуризацией задолженности потребителей по кредитным картам, приглашая их вернуть свою задолженность от других кредиторов.

Автор отмечает, что правительство и банковский регулятор страны говорят, что всё хорошо с финансовой отраслью. «Кредитные рейтинговые агентства ошиблись, утверждают они», – пишет журналист.

Только недавно иностранные инвесторы начали вкладывать деньги в турецкие банки, которые котируются на бирже, зная, что ответственная экономическая политика и сильные балансы защитят их инвестиции и позволят им расти. Турция 1990-ых годов с её банковскими неудачами и 20 млрд долларов, предоставленными МВФ в качестве помощи государственным банкам, была почти забыта, утверждает экономист.

Но не теперь, подчёркивает Бентли. «Недавно президент Реджеп Тайип Эрдоган возродил один из этих обанкротившихся банков. Его название – Emlak Bank. И так же, как и в проблемные 90-ые, Emlak Bank и подобранный генеральный директор будут выдавать кредиты индустрии недвижимости, где работают многие из самых проблемных компаний Турции», – добавляет обозреватель.

Ещё есть Işbank, возможно, самый успешный и уважаемый финансовый институт Турции. Эрдоган хочет, чтобы парламент конфисковал часть акций Işbank и передал их в казну. Поэтому неудивительно, что иностранцы больше не рассматривают Işbank как стержень своей инвестиционной стратегии в Турции, подчёркивает аналитик.

«И иностранцы уже не выбирают сегодняшнюю Турцию в качестве места для вложения серьёзных денег», – указывает он.