По словам аналитика и основателя группы по оценке рисков на развивающихся рынках Global Source Partners в Стамбуле Атиллы Йешилада, Турция страдает от феномена, известного как «шринкфляция».
Из-за давления со стороны турецкого правительства на розничных и оптовых продавцов, оказываемого в стремлении обуздать инфляцию, компании продают продукты питания небольшими порциями вместо того, чтобы повышать цены.
«В Турции начался период шринкфляции, то есть вместо повышения цен, компании продают меньшими порциями», – сказал Йешилада в интервью Voice of America.
Надо сказать, что в январе цены на продукты питания подскочили более чем на 30% в год, что способствовало росту общей инфляции до 20,4% и побудило правительство усилить подавление тех, кого оно называет «продовольственными террористами», якобы несправедливо завышающими цены.
Турецкие власти открыли продовольственные палатки в крупных городах, где продаются дешёвые, нормированные продукты, и стали более внимательно следить за ценовой политикой компаний. Многие супермаркеты снизили цены на основные продукты, но ограничили продаваемый объём.
«Таким образом, 100-граммовый шоколадный батончик теперь продаётся по той же цене, но его вес составляет всего лишь 80 грамм. То же самое касается зубной пасты и других продуктов. В дешёвых ресторанах сократились порции, так как люди не могут позволить себе заплатить за полную порцию», – отметил аналитик.
Экономист Дженгиз Актар предупредил правительство, что такой подход к проблеме повышения цен на продовольствие может иметь непредсказуемые последствия.
«Это не имеет ничего общего с экономикой. Турция дорого заплатит за эти грубые экономические ошибки. В скором будущем следует ожидать огромного роста цен. Однажды люди не смогут позволить себе купить продукты питания, а государственные финансы рухнут», – заявил Актар.