В связи со снижением стоимости нефти, а также пандемией коронавируса, которая нанесла удар по экономической активности, сократив производство и торговлю, годовая инфляция в Турции в апреле упала до 10,94%, сообщает Reuters.
Ожидается, что меры, принятые для сдерживания пандемии, к середине года подтолкнут экономику Турции к экономическому спаду, что приведёт к снижению инфляции в ближайшие месяцы и позволит Центральному банку продолжить цикл агрессивного смягчения, передаёт агентство.
Тем не менее, снижение в этом году стоимости турецкой лиры почти на 15% сдерживает нисходящий импульс в ценах и способствует резкому сокращению буфера валютных резервов ЦБ, говорят аналитики.
В статье указывается, что Турция почти полностью зависит от импорта для удовлетворения своих энергетических потребностей, а недавнее падение цен на нефть уже привело в марте к снижению годовой инфляции до 11,86% после роста четыре месяца подряд.
Отмечается, что по данным Турецкого статистического института (TurkStat), показатели в секторах транспорта и туризма, которые чувствительны к дешёвой нефти и частичному карантину в Турции соответственно, способствовали снижению уровня потребительских цен в годовом исчислении.
Вместе с тем по сравнению с предыдущим месяцем, инфляция в апреле выросла на 0,85%, что немного выше прогноза Reuters относительно роста на 0,6%, отчасти из-за увеличения цен на одежду и продукты питания.
Добавим, что после публикации данных, лира подешевела на 0,2% до 7,02 по отношению к доллару. Отражая растущие риски на турецких рынках, за последние два торговых дня подскочили пятилетние свопы кредитного дефолта, превысив 600 базисных пунктов.
«Более слабая лира является причиной, по которой инфляция в Турции не может снизиться быстро. Уровень инфляции теперь должен наметить тенденцию к быстрому снижению, чтобы оправдать действия Центробанка и восстановить положительную реальную процентную ставку. Однако прогресс идёт медленно, что увеличивает риски», — отметил представитель банковского концерна Германии Commerzbank. Согласно прогнозу, годовая инфляция в апреле уменьшится до 10,88% и в конце года составит 9,6%.
Напомним, что в октябре 2018 года инфляция достигла 15-летнего максимума, превысив 25% после валютного кризиса, в результате которого лира потеряла порядка 30% своей стоимости.
Согласно данным, индекс цен производителей в апреле вырос на 1,28% по сравнению с предыдущим месяцем, увеличившись на 6,71% в год.
Ожидается, что в летний период, из-за борьбы Турции с коронавирусом, жертвами которого в стране стали более 3 тыс. человек, туризм, расходы, торговля и производство значительно сократятся.
Меж тем следует отметить, что в прошлом месяце в производстве выпуск и новые заказы сократились беспрецедентными темпами, при этом индекс менеджеров по закупкам упал до уровней, невиданных со времен мирового финансового кризиса, разразившегося в 2008 году.
Министерство торговли сообщило, что в апреле импорт снизился на 32,2%, а экспорт уменьшился на 41,6 %. Кроме того, торговый дефицит Турции увеличился на 13,4% в годовом исчислении до 3,4 млрд долларов.
Ранее министр финансов и казначейства Берат Албайрак заявил, что он ожидает, что в 2020 году экономика наметит тенденцию к росту, несмотря на временное замедление.
По его словам, Турция ведёт переговоры с торговыми партнёрами о предоставлении линии обмена. Он также добавил, что резервов Центрального банка хватит для удовлетворения краткосрочных потребностей, указав в частности на валовые резервы, которые по состоянию на 24 апреля зафиксировались на отметке 53 млрд долларов.
Агентство уточняет, что чистые валютные резервы ЦБ упали примерно до 25 млрд долларов с 40 млрд долларов в январе отчасти потому, что банк финансировал, посредством свопов, нетрадиционные усилия государственных банков по стабилизации лиры, считают аналитики.
Однако по мнению экспертов Commerzbank, падение валюты по отношению к доллару на 7 пунктов свидетельствует о продолжающейся борьбе между политиками и государственными банками, которая истощает предложение доллара и валютные резервы Центробанка.
«Необходимо обратить внимание на тот факт, что в какой-то момент баланс сил может резко измениться, что приведёт к сильнейшим колебаниям», — заключил аналитик.