Коронавирус, возможно, уже нанёс значительный ущерб до того, как Турция объявила о первом подтверждённом случае заболевания 11 марта, сообщает The New York Times.
Согласно данным, собранным из публичных записей смертей в Стамбуле, в марте и апреле 2020 года было зарегистрировано ещё около 2 тыс. 100 смертей по сравнению с данными за последние два года, указывает издание.
18 марта, когда Турция объявила о первой смерти, связанной с коронавирусом, «общее число смертей в Стамбуле уже было значительно выше, чем в среднем за всю историю», пишет NYT. «Это указывает на то, что вирус прибыл уже несколько недель назад», — отмечается в статье.
Приоритетом турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана была экономика, и он избежал приказа о карантине на всю страну, поскольку экономика колебалась ещё до пандемии, а безработица достигла высокого уровня, указывается в материале.
Издание напоминает, что Турция ввела комендантский час для людей старше 65 лет и моложе 20 лет в рамках усилий по сдерживанию распространения вируса, но в Стамбуле и Измире, двух международных мегаполисах с сильными туристическими и торговыми связями с остальным миром, наблюдаются высокие показатели инфицирования.
Заграничные поездки из стран, наиболее пострадавших от вируса, прекратились в феврале, и вернувшимся туркам было рекомендовано провести самостоятельный карантин. Но возвращение из Саудовской Аравии примерно 21 тыс. паломников привело к распространению вируса в небольших городах по всей стране.
Турецкие официальные лица призвали население к самоизоляции до 10 апреля, когда в 31 крупной провинции был объявлен комендантский час на выходные. В следующие выходные был введён ещё один двухдневный комендантский час, а в четверг начнётся ещё один, подчёркивается в статье.
Как пишет NYT, рост числа случаев заболевания был вызван повышением уровня тестирования, утверждало правительство, но в первой половине апреля в Стамбуле было примерно на 50% больше смертей, чем в среднем по городу.
«Увеличение таких масштабов вызывает тревогу и, по-видимому, явно связано со вспышкой болезни», — сказал изданию Стефан Хеллерингер, демограф из университета Джона Хопкинса.
Люди, избегающие обращаться за медицинской помощью и больницы, которые не могут лечить сердечных заболеваний или онкологических больных из-за проблем с пропускной способностью, возможно, способствовали всплеску смертей в Стамбуле, указывает NYT.
Турция объявила в общей сложности об 1 тыс. 6 подтверждённых смертях из-за COVID-19 к 12 апреля, что было «меньше половины избыточных смертей только в Стамбуле», цитирует NYT профессора экономики Онура Алтындага из университета Бентли. Алтындаг также обнаружил ранние признаки чрезмерной смертности в Сакарии, одной из провинций, включённых в комендантский час на выходные.
60% подтверждённых случаев заболевания были в Стамбуле, согласно данным по провинциям, которые Министерство Здравоохранения Турции объявило 1 апреля, только тогда детали были доведены до общественности.
Правительство неоднократно заявляло, что система здравоохранения Турции значительно развилась за 17 лет правления Партии справедливости и развития (ПСР), в то время как Синан Адыяман, председатель Турецкой медицинской ассоциации, сказал NYT, что у них нет доступа к достаточным данным, чтобы сказать, что страна контролирует пандемию.
Традиционные и новые средства массовой информации находились под строгим контролем во время пандемии, добавил Адыяман, и к концу марта Министерство внутренних дел Турции начало расследование в отношении 314 человек за их сообщения в социальных сетях.
В стране также были зарегистрированы только случаи заболевания пациентов, которые были подтверждены положительными результатами тестов и не включали клинические диагнозы, сказал Адыяман в интервью NYT.
«Врачи выражают озабоченность по поводу отсутствия средств индивидуальной защиты, а также по поводу того, что в различных провинциях и округах крупных городов государственные системы распределения не работают. Фармацевты жаловались, что маски, которые они получали для распространения среди населения, были недостаточно качественными и гигиеничными», — указывается в статье.
На сегодняшний день по меньшей мере 1 тыс. 500 медицинских работников были инфицированы, сказал Адыяман в интервью. Медицинская ассоциация Анкары 10 апреля опубликовала заявление, в котором говорится, что Министерство прекратило тестирование среди медработников после слишком большого количества положительных тестов.
Рейтинг одобрения правительства был высоким на протяжении всей пандемии, на уровне 63%, но длинные очереди, толпы и панические покупки перед закрытием 10 апреля, поскольку люди боялись внезапного продления комендантского часа, «дали проблеск растущей общественной тревоги», отмечает NYT.
Поскольку правительство истощает резервы, сталкивается с нехваткой наличных денег, а пандемия, несомненно, ударит по одному из крупнейших источников дохода Турции — туризму, оппозиция набирает силу, говорится в статье.