Президентские и парламентские выборы, намеченные на 24 июня, были названы в некоторых кругах последним шансом на спасение турецкой демократии.
Об этом вышла редакционная колонка Ahval, авторы которой утверждают, что почти все согласны с тем, что турецкая демократия подвергалась серьёзному и продолжительному нападению в последние годы.
Однако заслуживает глубокого рассмотрения не тот уровень, в котором это нападение повредило турецкую демократию: основной вопрос, отмечается в статье, заключается в том, продолжает ли жертва жить.
«Тот факт, что (президент Турции Реджеп Тайип - ред.) Эрдоган и ПСР (правящая Партия справедливости и развития - ред.) пользуются поддержкой значительной части электората, а также постоянное представительство оппозиционных партий в парламенте подразумевает, что следы демократии всё ещё остаются», - указывается в колонке.
Однако есть веские основания полагать, что это может быть и не так.
По словам Ahval, степень поддержки Эрдогана и его режима, несомненно, отражает, в большей или меньшей степени, почти полное господство власти в средствах массовой информации.
«Когда окружающая среда, в которой проводятся выборы, столь же несправедлива и неравномерна, как и то, что существует в Турции, легитимность, предоставляемая бюллетенями для голосования, даже при правильном подсчёте, будет серьёзно подорвана», - утверждается в статье.
Ahval подчёркивает, что существование оппозиционных партий в парламенте, хотя оно может указывать на признаки демократической жизни, скорее может быть истолковано как демонстрация того, что оппозиция допускается только в той мере, в какой она позволяет режиму поддерживать вид демократии.
Авторы считают, что у Эрдогана есть множество причин, чтобы подорвать демократический процесс в Турции и он уже сделал это. Вопрос только в том, продолжает ли демократия дышать.
«Как и кот Шрёдингера, который может оказаться как мёртвым, так и живым, турецкая демократия находится в подвешенном состоянии. Её судьба уже решена, но как именно, пока неизвестно», - отмечается в колонке.
Учитывая это, предположение, что запланированные на июнь выборы означают последний шанс возродить турецкую демократию, является заблуждением, заключает Ahval.