Президент Украины Петр Порошенко на своей странице в Фейсбуке гордо объявил: Украина покупает ударные беспилотные летательные аппараты у Турции.
Порошенко не преминул добавить рекламный ролик о том, какое смертоносное оружие эти БПЛА, производимые семейной компанией младшего зятя Эрдогана Сельчука Байрактара (Selçuk Bayraktar), и написал следующее: «Как мы и договаривались с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, подписано соглашение о закупке для украинской армии турецких беспилотников "Байрактар ТБ2″ (Bayraktar TB2). Эти новейшие БПЛА оперативно-тактического уровня, имеющие высокотехнологичные характеристики, могут быть довооружены современным высокоточным ракетным вооружением для уничтожения бронетехники, инженерных и фортификационных сооружений, а также морских целей».
Как мы узнали из средств массовой информации, Украина купит у компании зятя Эрдогана 12 беспилотников «Байрактар ТБ2». Чтобы понять, что стоит за соглашением о закупке этого оружия, которое может быть оснащено ракетами, способными поражать и морские цели, вернемся всего на несколько дней назад. А именно — к 5 января, когда Порошенко прибыл в Стамбул.
В этот день чета Эрдоган встретилась с четой Порошенко во дворце «Вахдеттин» (Vahdettin) — излюбленном месте для «почетного приема» зарубежных лидеров. Все выглядели искренними и непринужденными.
Причиной приезда четы Порошенко в Стамбул на самом деле была не встреча с Эрдоганом, а получение из рук Константинопольского патриарха Варфоломея документа (томоса) о независимости Православной церкви Украины от Русской православной церкви.
Но, чтобы увидеть, как это воспламенит украинско-российский кризис, нужно вернуться еще немного назад.
Украинский кризис
На самом деле кризис начался с поисков ответа на вопрос о том, какую политику будет преследовать Украина: прозападную и независимую от России или в орбите России. Протесты, начавшиеся в конце 2004 года как реакция на предположительную фальсификацию результатов выборов, получили название «оранжевая революция». В результате протестов сторонников проевропейски настроенного Виктора Ющенко итоги выборов были отменены, и после повторно проведенного голосования Ющенко стал президентом. Но политический кризис не прекратился. А вслед за избранием Януковича президентом в 2010 году еще более углубился.
После того как Янукович отказался подписывать «соглашение об ассоциации и свободной торговле» с ЕС в конце 2013 года, в Киеве начались новые уличные протесты. Когда акции протеста против сближения Януковича с Россией распространились по стране, Янукович в феврале 2014 года бежал в Россию. В марте того года российские войска, опираясь на результаты референдума, аннексировали Крым. В Донецкой и Луганской областях тоже были проведены референдумы, и в этом регионе сторонники России провозгласили независимость от Украины.
На состоявшихся в мае 2014 года выборах на Украине победу одержал миллиардер Петр Порошенко, называемый «шоколадным королем» из-за кондитерских фабрик, которыми он владеет. Новая администрация Украины не признала решения Донецка и Луганска о независимости. Страна в последние годы стала ареной самых кровавых боев в Европе.
В июле 2014 года в небе над Украиной был сбит самолет «Малайзийских авиалиний», в результате чего погибло 298 человек. Когда в ходе расследования был сделан вывод о том, что самолет был сбит ракетой российского производства, кризис обрел и международное измерение.
Между Россией, Украиной, Германией и Францией (нормандской четверкой) в сентябре 2014 года в Минске было подписано соглашение о прекращении огня (так в статье — прим. пер.). Но стороны не повиновались этому решению.
За время вооруженного конфликта в стране более десяти тысяч человек погибло, около 25 тысяч было ранено, десятки тысяч остались без крова.
Хрупкий «Минск»
В феврале 2015 года сепаратисты, Россия и Украина, а также представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) подписали второе соглашение в Минске.
Несмотря на это соглашение, бои местами продолжились.
Около двух месяцев назад Командование военно-морских сил Украины сообщило, что в районе Керченского пролива в Азовском море корабли пограничной службы безопасности России открыли огонь по украинским военным кораблям, шесть украинских военнослужащих были ранены и корабли были захвачены российскими силами специального назначения.
После этого украинское руководство объявило военное положение в стране.
Я попыталась обобщить российско-украинский кризис только в самых основных тезисах. Но эта война, которая называется кризисом, стоила жизни десятков тысяч человек. Этим резюме невозможно описать голод, нищету, разлуку с родным домом. Представление о том, что переживают люди, могут дать ваши наблюдения, ощущения, знания, прочитанное или по крайней мере ваша способность сопереживать этим людям. Здесь я коротко попыталась подчеркнуть, насколько хрупкой является «деэскалация», которую нельзя назвать миром.
И вот в этих условиях провозглашение независимости Украинской церкви от Русской церкви в ходе визита Порошенко в Стамбул указывает на новый кризис.
Эрдоган, объявивший себя посредником между двумя странами, тоже подливает масла в огонь. Ни для кого не секрет, что Варфоломей очень часто контактирует с Эрдоганом. Чтобы понять эти отношения, достаточно обратить внимание на реакцию Константинопольского патриарха Варфоломея в ответ на соглашение, достигнутое премьер-министром Греции Ципрасом с греческой церковью относительно светской конституции. Два месяца назад Варфоломей отреагировал следующим образом: «Эрдоган меня воспринимает всерьез, Ципрас не может пренебрегать мною».
Украинская православная церковь многие годы желает отделиться от Русской православной церкви. Но для того, чтобы это стало носить официальный характер, требуется одобрение Константинопольского патриархата. Я не стану вдаваться в детали, иначе не знаю, смогу ли я выбраться из них. Но разве и вас не интересует вопрос о том, было ли это одобрение дано с разрешения Эрдогана?
Я не хочу сказать, что такой грязный торг был затеян для того, чтобы продать 12 БПЛА зятя. Вы знаете, что тех, кто обеспечивает деньги или власть с помощью подстрекательства к войнам, кратко называют «лордами войны». Так получилось, что в марте на Украине тоже состоятся выборы. Турции нужны деньги, а Порошенко — признание.
Не могу не задать следующие вопросы. В обмен на «продай БПЛА, возьми деньги» Порошенко тоже получил то, что хотел, то есть заручился поддержкой церкви, которая обрела независимость?
Администрация Эрдогана, не способная получить от Путина в Сирии то, что ожидает, и ищущая пути сближения с Америкой, пойдет на риск начала нового горячего конфликта на Украине, который будет стоить тысячи жизней?
Как на обретение украинской церковью независимости, так и на продажу БПЛА российское министерство иностранных дел отреагировало резко. Путин ограничится этим? Или между Турцией и Россией снова возникнет кризис?