DW: Высший религиозный орган Турции Diyanet контролирует огромные средства

Deutsche Welle пишет, что Управление по делам религии Турции (Diyanet) ведёт активную деятельность в нескольких секторах, включая строительство, мясоконсервную промышленность и туризм, контролируя огромные суммы денег.

Бюджет Diyanet в 2019 году составил более 10 млн лир (1,8 млн долларов), сообщает издание. Кроме того, управлению принадлежат свыше двух тысяч объектов недвижимости. Государственный орган организует более 400 тыс. паломнических туров во время сезонов хаджа и умры, говорится в отчете Ассоциации турецких туристических агентств (TÜRSAB).

Diyanet организует забой животных, приносимых в жертву во время исламского праздника Ид аль-Адха (Курбан-Байрам), или праздника жертвоприношения, и раздачу мяса бедным. По словам автора Омера Саглама, только мясоконсервная промышленности приносит агентству более 50 млн евро (55 млн долларов) прибыли в год.

«К сожалению, во время моего исследования я выяснил, что расходы и доходы не регистрируются должным образом. Никто не контролирует Diyanet», — рассказал Саглам в интервью DW.

Согласно изданию, организационная структура Diyanet сложна и в основном непрозрачна, и благодаря Фонду Diyanet, созданному в 1975 году, данная организация полностью освобождена от налогов.

Дочерняя компания Diyanet — Komaş A.Ş с 1983 года построила сотни мечетей, больниц, отелей и религиозных общежитий.

Недавним дополнением к портфелю активов государственного агентства стало здание пивоваренного завода Bomonti в районе Шишли в Стамбуле, которое является памятником ранней индустриальной эры как первая фабрика подобного рода, построенная в Османской империи и в Турции в целом. Надо сказать, что общественность негативно восприняла грядущий снос этого исторического строения.

«Diyanet похож на гигантскую холдинговую компанию, или даже на государство в государстве, что ещё более пугающе», — сказал DW богослов Джемил Килич.

Хотя религиозный орган Турции был основан как олицетворение справедливости и добродетели в исламе, сейчас это не что иное, как отдельная каста, оторванная от народа, отметил Килич.