Экономические проблемы и поражения на выборах свидетельствуют о том, что репрессивный режим «Новой Турции», установленный президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, может вскоре рухнуть, поскольку уже начали появляться реальные кандидаты на его замену, говорится в аналитической статье, опубликованной в Open Democracy.
По словам Ахмета Эрди Озтюрка, профессора политики Лондонского столичного университета, неожиданная возможность перемен после стольких лет вызвала дискуссии о досрочных выборах.
Большинство аналитиков рассуждают, какую долю голосов могут получить новые политические деятели, в то время как другие начали обсуждать форму пост-эрдогановской Турции, пишет Озтюрк, который считает, что эти прогнозы не соответствуют действительности.
«Возможно ли создание совершенно "Новой Турции" на руинах уже существующей "Новой Турции?". Действительно ли кандидаты, решившие бросить вызов Эрдогану, на самом деле обещают построить нечто новое?» — задаётся вопросом аналитик.
В Турции следующие выборы запланированы на ноябрь 2023 года, но, по мнению Озтюрка, есть три вероятных кандидата, которые могут составить конкуренцию Эрдогану: мэр Стамбула Экрем Имамоглу от Народно-республиканской партии (НРП), бывший король экономики и вице-премьер Али Бабаджан, а также экс премьер-министр Ахмет Давутоглу, оба из которых вышли из правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в этом году, чтобы основать свои собственные политические движения.
Он считает, что Имамоглу становится самым популярным кандидатом, несмотря на историю внутренних конфликтов НРП и отсутствие у него идеологического видения, выходящего за рамки борьбы с коррупцией.
«Имамоглу молод, трудолюбив и открыт для инноваций, и его самое большое преимущество заключается в том, что он занимает высокий пост в крупнейшем городе Турции, где он может заявить о себе своими действиями», — отмечает Озтюрк, добавляя, что у него также есть прочные отношения с ключевыми фракциями, такими как курды и алеви.
Следующим является Бабаджан, чьим большим плюсом является надежда на его способность возродить многострадальную турецкую экономику, благодаря успешной работе в качестве министра экономики, отметил он. «Бабаджан может восстановить структуры, подорванные Эрдоганом и получить значительную долю голосов ПСР», — подчёркивает он.
Однако в своём первом интервью, пишет аналитик, Бабаджан не дал никаких новых обещаний относительно курдской проблемы, социальной поляризации, образования, безработицы среди молодёжи, самоубийств или внешней политики. Вместо решения существующих проблем он стремится вернуться к золотому периоду правления ПСР.
Давутоглу, по сравнению с ним, является слабым кандидатом, и его влияние на политику Турции в отношении Сирии, которое общественность восприняла не очень положительно, всё ещё свежо, но его симпатия к исламистским группам, вероятно, ослабит поддержку Эрдогана, добавляет он.
«Ключом, который откроет будущее Турции, является создание новой "государственной идентичности", соответствующей динамичному и разнообразному обществу Турции. Любой, кто поспешит на помощь и предложит всем "Новую Турцию", получит шанс занять не только место Эрдогана, но и руководить будущим страны», — заключает Озтюрк.