Турция не смогла устранить то, что она считает своей курдской угрозой на северо-востоке Сирии, но усилила российское влияние в этом районе и теперь может столкнуться с быстро закрывающимся окном для достижения своих всё более ограниченных целей.
Турция и Россия долгое время поддерживали противоборствующие стороны в Сирийской гражданской войне, при этом Москва предоставляла авиацию для поддержки президента Сирии Башара Асада, а Турция поддерживала повстанческие группировки, стремящиеся свергнуть его. Кроме того, между странами разразился скандал в 2015 году, после того как Турция сбила российский самолёт над сирийской границей, и Москва ответила жёсткими санкциями.
Но благодаря астанинскому процессу, который объединил Турцию, Иран и Россию для переговоров по Сирии, и покупке Анкарой российских систем противоракетной обороны С-400, С тех пор они сблизились.
«Турция становится всё более зависимой от российского видения на Ближнем Востоке», — сказал Керим Хас, независимый политолог и исследователь турецко-российских отношений.
Хас заявил, что покупка С-400, которая привела к тому, что Пентагон приостановил Турцию от американской программы истребителей F-35 в июле, подчеркнула подчинённость Анкары Москве. Он отметил, что любые соседи, от которых Турция может захотеть защититься — Сирия, Иран и Армения, — также используют российские системы.
«Системы С-400 не совместимы с существующими в Турции системами НАТО и системами обороны в целом. На мой взгляд, это был просто политический подкуп, данный турецкой стороной Кремлю», — указал эксперт.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент России Владимир Путин вышли из шестичасовых переговоров во вторник с планом, в котором участвуют российские и сирийские силы, толкающие возглавляемые курдами Демократические силы Сирии (SDF) и их подразделение Отряды народной самообороны (YPG), в 20 милях к югу от турецкой границы, прежде чем турецкие и российские силы начнут совместное патрулирование этого района.
Главной целью Турции было очистить северо-восток Сирии от YPG, которую она считает продолжением Рабочей партии Курдистана (РПК), возглавляющую повстанческое движение в Турции с 1984 года и названную террористической группой Турцией, Соединёнными Штатами и Европейским Союзом.
Он утверждал, что даже после того, как американские войска разорвали связи с YPG, их ключевым союзником в борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ), операция Анкары «Источник мира», возможно, уничтожила курдское образование вдоль своей границы, но она, вероятно, не достигла своей главной цели.
«Турция не решила свою курдскую проблему, а просто проложила путь к её интернационализации и дала российской стороне курдский инструмент», — отметил Хас.
Хас ожидает, что Турция в ближайшее время очистит свои наблюдательные пункты и союзные повстанческие группы от провинции Идлиб, что позволит силам Асада взять под контроль этот район. Это также позволит Асаду и Путину контролировать почти всю Сирию, если включить в неё запланированную зону безопасности, патрулируемую Россией и Турцией.
«В свете вывода американских войск Турция становится единственным незваным гостем в Сирии, что с каждым днём становится всё более неприемлемым. Анкаре придётся выработать план выхода из Сирии не в одиночку, а с Москвой», — сказал аналитик.
Теперь это будет сложнее, так как Москва пообещала Турции взять под контроль боевиков YPG. «Силы YPG должны будут интегрированы в сирийскую армию», — добавил Хас.
Как только это будет сделано, Путин сможет напомнить Эрдогану об этом одолжении и заставить Турцию выполнить его просьбу. «Теперь Россия может использовать курдскую карту против Турции. Сейчас Турции будет гораздо сложнее договориться с Россией по курдскому вопросу», — подчеркнул Хас.
Кроме того, международная репутация Турции серьёзно пострадала в связи с её наступлением в Сирии. Это ещё больше осложнит Анкаре задачу вовлечения Европы в свой план по переселению до 2 млн беженцев в безопасную зону.
Также, в рамках сделки с Россией Турция намерена взять под свой контроль гораздо меньше территории, чем это было бы в соответствии с планом безопасной зоны США—Турция. «Если бы Турция ждала полной реализации этого (предыдущего — ред.) соглашения, я думаю, что выгоды Турции были бы намного больше, чем сегодня», — сказал Хас.
Ключевым аспектом турецко-российской сделки является возобновление Анкарой отношений с Асадом, которого Эрдоган в течение многих лет стремился свергнуть. Во вторник Асад назвал Эрдогана вором за вторжение Турции в Сирию.
Правительство Асада, которое предупредило, что возвращение беженцев в Сирию должно быть скоординировано и не может быть использовано для этнической чистки определённых районов, также может создать препятствие для плана переселения Турции.
Тем не менее, он ожидал, что посредничество в сближении Турции и Сирии ещё больше повысит региональный статус России. «Москва уже стала уникальным мощным игроком на Ближнем Востоке. С сочинской сделкой Эрдоган признал легитимность режима Асада, поэтому теперь можно говорить о сближении», — заключил Хас.