Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, стремится создать единый стратегический тупик, объединив конфликт в Ливии и в Восточном Средиземноморье, пишет аналитик Ахмед Абудух.
Эрдоган на прошлой неделе объявил, что Турция может рассмотреть вопрос о направлении войск в Ливию для поддержки непризнанного правительства в Триполи, воюющего против восточных правительственных сил во главе с генералом Халифой Хафтаром, напоминает автор в статье для The Independent.
Заявление Эрдогана последовало за меморандумом о взаимопонимании, подписанным Анкарой и Триполи по поводу морских границ в Восточном Средиземноморье. Сделка делает две страны морскими соседями и игнорирует континентальный шельф некоторых греческих островов и Крита, подчёркивает обозреватель.
Кроме того, комитет по иностранным делам турецкого парламента в понедельник одобрил соглашение о военном сотрудничестве между Турцией и Ливией, предусматривающее расширение сотрудничества в области обмена персоналом, материалами, оборудованием, консультациями и опытом между двумя сторонами. Он также призывает остановить тех, кто пытается помешать буровой деятельности Турции в Восточном Средиземноморье, по словам специального посланника Турции в Ливии Эмруллы Ишлера.
В ответ на последний шаг Турции, Греция подала жалобу в Совет Безопасности ООН, Египет провёл боевые манёвры вблизи своего Средиземноморского побережья, а лидеры ЕС объявили турецко-ливийскую сделку нарушением международного права.
«Турция вряд ли склонна отступать», — считает Абудух, ссылаясь на решение Турции на этой неделе развернуть свои вооружённые и невооружённые беспилотники на Северном Кипре для защиты своих буровых судов в Восточном Средиземноморье.
Турецкая военная база, которая будет создана в Ливии, может быть «самой большой стратегической ошибкой Эрдогана», указывает автор, поскольку региональные соперники Турции, Египет и Объединённые Арабские Эмираты, поддерживают силы Хафтара.
Эрдоган умело разыграл националистическую карту во внутренней политике, начав военное наступление против курдских ополченцев на севере Сирии в октябре, отмечает журналист.
По его словам, Эрдоган, возможно, решил рискнуть своей внутренней легитимностью в обмен на другой вид легитимности на Западе, поскольку Россия увеличила свою военную поддержку национальной армии Хафтара.
Кроме того, Абудух добавляет, что Эрдоган играет на американском страхе перед тяжёлым российским военным присутствием в Северной Африке и стремится представить себя надёжным, законным и поддержанным Западом противовесом.
«Турция кажется уязвлённой и отчаявшейся. Эрдоган знает о рисках, но он, похоже, готов рискнуть войной, которую Турция может проиграть», — заключает журналист.