Обозреватель: Своими действиями в Средиземном море и Ливии Турция настраивает государства против себя

Своими действиями в Средиземном море и своим предложением принять более активное участие в конфликте в Ливии Анкара настраивает себя против нескольких региональных государств, пишет обозреватель Пол Иддон.

В статье для Ahval он отмечает, что меморандум о взаимопонимании Турции по средиземноморским морским юрисдикциям с ливийским непризнанным правительством национального согласия (GNA) в конце прошлого месяца привёл в ярость Египет, Кипр и Грецию, все из которых подчёркивают, что сделка нарушает международное право.

«Сделка между Анкарой и Триполи прорезает косой морской коридор морских границ в ближайших точках между Ливией и Турцией, потенциально расчищая путь для поиска нефти и газа там», — указало агентство Reuters.

Турция уже вызвала гнев региональных государств и Европейского Союза, направив буровые суда в исключительную экономическую зону Кипра (ИЭЗ), указывает журналист. Анкара настаивает на том, что она имеет право бурить на шельфе отколовшейся Турецкой Республики Северного Кипра.

Автор напоминает, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на прошлой неделе подчеркнул, что Турция «конечно же» применит военную силу, если какая-либо другая страна проведёт бурение в водах, на которые претендует его страна.

Газета Jerusalem Post сообщила, что турецкие ВМС заставили израильское исследовательское судно у берегов Кипра повернуть назад две недели назад. Турецкие военные корабли в прошлом году заблокировали буровое судно, арендованное итальянской энергетической компанией Eni к юго-востоку от Кипра, несмотря на разрешение правительства острова. Кипр, Франция и Италия начали совместные военно-морские учения в Восточном Средиземноморье в этом месяце, указывает Иддон.

Левент Озгюль, турецкий военный аналитик и партнёр BlueMelange Consultancy, отметил, что, в отличие от Турции, «союзные силы в Средиземноморье экономически стабильны и полностью поддерживаются международным правом».

«Франция, Италия, Греция, Кипр, Египет, страны Персидского залива, Россия, США, Великобритания, Израиль и даже Катар, у которого есть лицензированная компания, работающая в кипрской ИЭЗ, у всех есть планы, которые противоречат целям Турции в районах по всему Восточному Средиземноморью», — цитирует Озгюль Иддон.

Развёртывание Турцией беспилотных летательных аппаратов на Северном Кипре также является «важным сообщением ЕС о том, что Анкара настроена серьёзно», добавил он.

Озгюль предвидит военную конфронтацию в Восточном Средиземноморье и определил «Ливию и Крит как наиболее очевидные места для Турции».

«Но возможности турецких военно-морских и военно-воздушных сил слишком ограничены, чтобы осуществлять такого рода заморские операции», — подчеркнул Озгюль.

Турецким военным, по его словам, не хватает авианосца, современных истребителей, а также зенитных ракетных комплексов типа Aegis или Aster-30 и дальних истребителей, способных вести боевое воздушное патрулирование вдали от берегов Турции. Воздушный танкерный флот страны также стареет, и его беспилотники имеют малую дальность полёта, указал он. Кроме того, по его словам, Анкара не имеет никаких ракет дальнего радиуса действия.

Турция также подписала соглашение с GNA, в соответствии с которым правительство Триполи может потребовать от Турции развёртывания войск.

«Сделка состоялась, когда генерал Халифа Хафтар, лидер Ливийской национальной армии (ЛНА), осаждающей Триполи, объявил, что он начинает то, что он назвал решающим и окончательным сражением за столицу. Турция поставила в Триполи вооружённые беспилотники и бронетехнику, чтобы помочь GNA отразить нападение», — пишет Иддон.

Он приводит мнение Мохаммеда Эльджарха из «Ливийской перспективы», исследовательской и консалтинговой фирмы, базирующейся в восточной Ливии, который считает, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган серьёзен и его не следует недооценивать.

«Ливия теперь является частью турецкой внешнеполитической стратегии по расширению сферы своего влияния в Средиземноморье, регионе и мире», — добавил Эльджарх.

По его словам, проправительственные СМИ в Турции и Ливии готовят общественное мнение к возможности большего вовлечения Турции в конфликт.

Хафтар видит гнев региональных и международных держав в сделке между Турцией и GNA как прекрасную возможность для эскалации его военных операций против Триполи, подчеркнул он.

Хафтар может сделать это «без риска осуждения со стороны ЕС, из-за Европейской оппозиции и гнева по поводу меморандума о взаимопонимании или Совета Безопасности ООН, учитывая, что Россия и Франция готовы смягчить любое заявление или резолюцию, которые приведут к прямому осуждению Хафтара за эскалацию насилия», сказал Эльджарх.

«Во-вторых, Хафтар, похоже, серьёзно относится к турецким угрозам, и он понимает, что единственный способ остановить турок — это захватить Триполи», — отметил он.

Но, по его словам, единственное, что может остановить Эрдогана — это реальная угроза применения силы или даже войны со стороны стран, таких как Греция и Кипр, поддерживаемых Францией, Египтом и Италией. Только тогда Эрдоган откажется от подхода к краю пропасти в пользу чего-то более прагматичного, считает аналитик.

Том Купер, военный авиационный эксперт, отметил в разговоре с Иддоном, что Турция уже имеет персонал в Ливии, эксплуатирующий беспилотные боевые летательные аппараты Bayraktar TB2.

«Реальный вопрос заключается в том, собирается ли Эрдоган развернуть дополнительные войска в Ливию. Я действительно рассматриваю это в пределах "возможного", но также и "маловероятного"», — рассказал он.

Даже если Турция развернёт войска в Триполи, Купер не видит серьёзных краткосрочных последствий. Купер также сомневается, что Хафтар добьётся значительного прогресса в своём последнем стремлении захватить Триполи.

Поэтому, как заключает Купер, «крайне маловероятно, что на фронтах что-то существенно изменится».