Невозможно предсказать будущее отношений между Европейским Союзом и Турцией, но внутренняя и внешняя политика Турции и результаты выборов в США будут решающими, считает турецкий учёный Сенем Айдын Дюзгит.
«Поскольку перспектива полного членства Турции в ЕС исчезла на краткосрочную перспективу из-за собственной внутренней динамики Турции, отношения с ЕС могут продолжаться только в нескольких ограниченных областях политики», — пишет Айдын Дюзгит, профессор международных отношений в Университете Сабанджи, в статье для Perspektif.
Напомним, что Таможенный союз Турции с ЕС и сделка 2016 года по ограничению притока беженцев в Европу остаются двумя основными областями, которые формируют отношения, но эти ограничения также увеличивают уязвимость в отношениях, поскольку ЕС откладывает обновление Таможенного союза из-за отступления Турции в области прав человека, указывает Айдын Дюзгит. Турция угрожает открыть свои границы и позволить беженцам стекаться в Европу всякий раз, когда возникает напряжённость по другим вопросам, отмечает она.
По мере того как Турция сосредотачивается на других политических вопросах, таких как разработка потенциально богатых запасов углеводородов в Восточном Средиземноморье, институционализированные отношения между Турцией и блоком ослабевают, добавляет Айдын Дюзгит. Анкара также переходит к приоритезации двусторонних связей с отдельными членами ЕС, подчёркивает она.
Европа может быть вынуждена внести изменения в свою политику в области обороны и безопасности, если президент США Дональд Трамп будет переизбран на выборах в ноябре, поскольку у Трампа есть оговорки в отношении трансатлантического альянса, особенно в отношении НАТО, пишет аналитик.
Если в ближайшем будущем члены ЕС попытаются создать более автономный и основанный на Европе институт вне рамок НАТО, Турция может оказаться в ещё большей изоляции от Запада до тех пор, пока она не предпримет шаги по восстановлению связей с блоком, считает Айдын Дюзгит.
«Можно ожидать как позитивных изменений в отношениях с ЕС, так и снижения напряжённости в отношениях Турции с некоторыми государствами-членами, в частности с Германией, если Турция вернётся к демократии и верховенству закона», — уточняет она.