Министр юстиции Турции Абдулхамит Гюль сказал, что новый пакет судебных реформ, который должен быть представлен в парламент, призван устранить препятствия, ограничивающие свободу выражения мнений.
«Правовое государство несёт ответственность за защиту права граждан на свободу выражения мнений. И если для этого есть препятствия, то государство их преодолевает... Мы считаем, что критика не должна быть наказуема <...> Мы работаем над устранением барьеров, возникающих на пути свободы выражения мнений», — подчеркнул Гюль в интервью Hürriyetк.
Пакет судебных реформ, обнародованный 30 мая, направлен на упорядочивание судебной системы Турции и обеспечение основных прав и свобод, которые серьёзно ограничивались в течение двух лет действия режима чрезвычайного положения, введённого после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в июле 2016 года.
Напомним, что режим ЧП был снят в июле прошлого года, но наблюдатели выразили обеспокоенность относительно того, что возросшие полномочия, которые получило правительств ПСР во время его действия, стали постоянными в рамках новой президентской системы, на которую Турция перешла после прошлогодних парламентских и президентских выборов. После неудавшегося путча турецкие власти заключили в тюрьму более 77 тыс. человек по подозрению в связях с движением Фетхуллаха Гюлена, религиозной группой, которая, по словам Анкары, стоит за организацией мятежа.
Около 150 тыс. государственных служащих, учителей, журналистов, полицейских, военнослужащих и многих других были уволены или отстранены от занимаемых должностей по подозрению в поддержке движения Гюлена.
Министр юстиции Турции заявил, что изгнание сторонников данного движения из правительственных учреждений повысило уровень доверия к судебной системе.
Гюль вместе с тем подверг критике длительные сроки содержания под стражей, сказав, что в рамках пакета реформ планируется сократить их до «разумного» периода времени.
Надо сказать, что в нынешней системе Турции не предусмотрен максимальный срок содержания под стражей в ходе расследования и судебного разбирательства.
«Срок содержания под стражей является длительным, даже если суд не принял обвинительный акт или если подозреваемый был оправдан. Необходимо установить максимальный срок содержания под стражей, чтобы обвинение могло соответствующим образом подготовить материалы дела», — отметил министр.
Он также упомянул приговор, вынесенный главе провинции Стамбул от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Джанан Кафтанджиоглу.
Напомним, что Кафтанджоглу была приговорена к девяти годам, восьми месяцам и 20 дням тюремного заключения за сообщения в социальных сетях, которые она опубликовала шесть лет назад. У неё есть возможность обжаловать решение, и суды примут решение на основе имеющейся у них информации, сказал Гюль, добавив, что, будучи министром юстиции, он не вправе комментировать данное дело.
Отметим, что Турция заняла 109-ое место из 126 стран в Индексе верховенства права 2018–2019 годов, который является показателем того, как верховенство права воспринимается во всех странах мира, подготовленном некоммерческой организацией гражданского общества World Justice Project.