Доверие турецкого общества к судебной системе ухудшилось из-за возросшего влияния правительства на судебную власть во время и после двухлетнего чрезвычайного положения после неудачной попытки государственного переворота в 2016 году, говорится в докладе финансируемой Европейской комиссией Сети баланса и надзора (DDA), опубликованном 6 марта.
«Было бы невозможно доверять объективности судебной власти, независимость которой сомнительна, и было бы невозможно ожидать, что она вызовет доверие у тех, кто приходит к ней за помощью», — указано в докладе.
В числе причин снижения доверия общества к судебной системе были названы длительность и неясность судебных процессов, длительные задержания, несоблюдение сроков оглашения постановлений и политизация судебной системы, пишет Duvar.
«Проблемы, с которыми сталкиваются в проведении уголовных судебных дел, особенно неопределённость и непредсказуемость судебных процессов, которые глубоко влияют на моральный дух общества, ухудшили чувство справедливости в обществе и ослабили доверие к закону», — говорится в документе.
Затягивание судебных разбирательств по делам об убийствах женщин и детей, а также о случаях сексуального насилия и насилия, наряду с колебанием судебных решений общественным мнением, нарушили право на справедливое судебное разбирательство, отметили в DDA.
Ещё одна практика, которая подрывает общественное доверие к судебной системе, — это невыполнение судом решений Верховного суда Турции, а также постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), говорится в докладе.
Например, ЕСПЧ постановил, что продолжительные задержания являются нарушением прав человека как в отношении бизнесмена, филантропа и правозащитника Османа Кавалы, так и в отношении бывшего сопредседателя прокурдской Демократической партии народов (ДПН) Селахаттина Демирташа. Они до сих пор содержатся в тюрьме.
В целях восстановления общественного доверия к судебной власти должны быть приняты нормативные акты, обеспечивающие соблюдение судами принципов справедливого судебного разбирательства и равенства юридических ресурсов между подсудимыми, говорится в заявлении DDA.
Судебная реформа должна осуществляться в соответствии с докладами международных органов, таких как Консультативный совет европейских судей и Венецианская комиссия, отмечается в докладе.
Использование голосовой и видеоинформационной системы, которая позволяет подсудимым участвовать в слушаниях дистанционно, должно быть ограничено до минимума, говорится в документе, и условия её использования подсудимыми должны соблюдаться более бдительно.
Использование этой технологии, рассматриваемой как нарушение принципа личного дачи показаний, рассматривается как ещё один пример вмешательства государства в осуществление права на справедливое судебное разбирательство.