Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал оценить, какую пользу и вред принесла его стране конвенция Монтрё о проходе судов через пролив Босфор на фоне планов приступить к строительству канала Стамбул между Чёрным и Мраморным морем.
Конвенция Монтрё определяет режим черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Конвенция сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу и сроку пребывания.
«Мы построим канал Стамбул. Но кое-кто говорит, что мы этого не сделаем ... Но вы забыли случай с танкером Independent (румынский танкер, который в 1979 году столкнулся с греческим сухогрузом в Босфоре). Когда он 7-8 месяцев горел, вы спрашивали, почему так вышло? Вы не замечаете, как временами танкеры наезжают на виллы на берегах Босфора? Что Турция имеет от соглашения Монтрё – что она выиграла, что потеряла?», - цитирует его РИА Новости.
Ранее Эрдоган заявил о намерении провести тендер на строительство канала Стамбул, который, по его мнению, «устранит угрозу экологической и техногенной катастрофы на Босфоре». Мэр Стамбула Экрем Имамоглу выступает против этого проекта и призывает провести референдум.
Впервые о возможности создания нового канала, который соединит Чёрное и Мраморное моря, Эрдоган заявил в 2011 году, будучи тогда премьером Турции. Проект строительства новой морской артерии в обход Босфора в случае его реализации станет крупнейшей инфраструктурной инициативой в истории Турции и позволит резко уменьшить транспортную нагрузку на Босфор.
Предполагается, что новый канал пройдёт к западу от Стамбула по территории районов Кючюкчекмедже, Сазлыдере и Дурусу, он сможет пропускать около 160 судов в день, включая танкеры весом до 300 тысяч тонн.