В Турции сотрудники закрытого университета приговорены к тюремным срокам за связи с Гюленом

2-ой Верховный уголовный суд турецкой провинции Кайсери приговорил ректора Университета Меликшаха, закрытого правительственным указом, принятым в рамках режима чрезвычайного положения в связи с его предполагаемой принадлежностью к движению Фетхуллаха Гюлена, профессора Махмута Дурсуна Мата к 10 годам тюрьмы по обвинению в членстве в вооружённой террористической организации.

Суд Кайсери приговорил 18 из 21 обвиняемого, в том числе ректора Мата, генерального секретаря университета Вели Демирджи, деканов, руководителей отделов, учёных и сотрудников Университета Меликшаха к лишению свободы сроком от шести лет и трёх месяцев до 11 лет и трёх месяцев, по обвинению в связях с движением Гюлена, сообщило государственное агентство Анадолу.

Трое сотрудников университета были оправданы в виду отсутствия доказательств, передаёт Turkish Minute.

Напомним, что после попытки государственного переворота, предпринятой в Турции 15 июля 2016 года, из 117 университетов были уволены в общей сложности 5 тыс. 717 учёных. Все они лишились работы согласно правительственным постановлениям, принятым в рамках действующего режима чрезвычайного положения. Однако в июле телеканал BBC сообщил, что жертвами ЧП, объявленного после путча, стали 23 тыс. 427 учёных.

В сообщении говорилось, что все они либо потеряли работу в университетах вследствие прекращения контрактов, либо уволены со своих должностей, или остались без рабочих мест, после того как 1 сентября 2016 года власти закрыли университеты, в которых они работали.

По мнению многих критиков, коллективное увольнение учёных и коллективные приговоры без указания отдельных преступлений нарушают принцип «индивидуальности преступления и наказания в законе».

Отметим, что режим чрезвычайного положения в Турции был введён на три месяца 21 июля 2016 года и вступил в силу согласно постановлению правительства от 23 июля 2016 года. С тех пор он продлевался на три месяца уже шесть раз. В рамках первого указа №667 власти страны закрыли 15 частных и фондовых университетов на том основании, что они были связаны с движением Гюлена.

Согласно сообщению Совета по высшему образованию, на данный момент нет информации о количестве сотрудников административного персонала, работавших в этих университетах, но известно, что без работы остались 2 тыс. 808 учёных, в то время как 65 тыс. студентов были вынуждены искать новые университеты.

Жертвами другого постановления правительства Турции, также принятого в сентябре того же года, стали 15 тыс. младших научных сотрудников, обвиняемых в связях с движением Гюлена. Все они являлись участниками программы развития молодых учёных, которая была запущена в 2010 году с целью увеличения числа учёных в Турции.

Добавим, что в результате попытки государственного переворота погибли 249 человек. Сразу после путча правительство Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом возложили вину за организацию мятежа на движение Гюлена.

Гюлен, являющийся идейным вдохновителем движения, решительно опроверг любую причастность к мятежу и призвал провести международное расследование по факту переворота. Однако президент Эрдоган, назвавший попытку государственного переворота «даром от Бога», и правительство инициировали широкомасштабную чистку, призванную выявить сторонников движения в государственных учреждениях, дискредитировать их лидеров и взять их под стражу.

После путча, начиная с июля 2016 года власти Турции уволили или отстранили от занимаемых должностей более 150 тыс. судей, учителей, полицейских и других государственных служащих. Министр внутренних дел Турции объявил 12 декабря 2017 года об аресте 55 тыс. 665 человек.

Агентство Анадолу сообщило 15 марта 2018 года, что по меньшей мере 402 тыс. человек стали фигурантами судебных разбирательств, инициированных турецким правительством на основании предполагаемых связей подозреваемых с движением Гюлена.

По аналогичным обвинениям по всей Турции в 2017 году было арестовано в общей сложности 48 тыс. 305 человек, сказал министр внутренних дел Сулейман Сойлу 2 декабря 2017 года.


«Число задержаний выросло почти в три раза, но даже этого недостаточно, чтобы продемонстрировать всю серьёзность проблемы», - заявил Сойлу на заседании по вопросам безопасности в Стамбуле.