Как новый Белый дом Трампа будет ладить с Эрдоганом?

Филип С. Коснетт, нынешний временный поверенный в делах посольства США в Анкаре, был назначен послом в Косово президентом США Дональдом Трампом на прошлой неделе. Ожидается, что Коснетт будет утверждён Сенатом и направлен в Косово в ближайшие несколько месяцев. Его отъезд из Турции был ожидаемым.

Об этом для Ahval пишет Ильхан Таныр, специализирующийся на отношениях между Турцией и США. По его словам, источники в Вашингтоне сообщили, что Коснетта, как ожидается, заменит Джеффри Ховенье, недавно ушедший временный поверенный в делах посольства США в Берлине.

Автор считает, что пока правительство США откладывает выдвижение кандидатуры нового посла в Турции, потенциальные кандидаты на должность номер два (временный поверенный в делах) имеют ещё большее значение.

«Последние несколько месяцев ходили слухи, что Ховенье готовится к новой работе в Турции. Чиновники Госдепартамента не подтвердили эти сообщения. У Ховенье нет резюме на сайте Государственного департамента США, но, согласно его профилю LinkedIn, он работает на кафедре в течение 28 лет и имеет степень магистра в области международных отношений из Джорджтаунского университета», - подчёркивает журналист. В профиле также указано, что Ховенье работал в качестве должностного лица Государственного департамента в Парагвае, Панаме, Хорватии, Черногории, Австрии и Сербии.

Но это всё равно не гарантирует ему пост посла США в Турции, замечает Таныр. «В прошлом месяце полковник Ричард Аутзен, сотрудник отдела планирования политики Госдепартамента США и эксперт по Турции, заявил в ходе дискуссии в аналитическом центре, что исполняющий обязанности помощника секретаря бюро по делам Ближнего Востока Дэвид Саттерфилд может стать следующим послом в Турции», - пишет аналитик. Таниыр обращает внимание, что такие заявления от чиновника подобного уровня - редкость.

Ближневосточный эксперт в Вашингтоне заявил журналисту, что это может быть связано с хаосом в Белом доме и рекордной текучестью кадров высшего звена в администрации Трампа.

Некоторые западные дипломатические источники в Вашингтоне считают, как пишет Таниыр, что Саттерфилд, учитывая его региональную перспективу и опыт, может быть лучшим выбором для руководства посольством США в Анкаре, учитывая участие Турции в Сирии, её конфликт с курдскими группами и проблемы с Ираком и государствами Персидского залива.

Кроме того, по словам автора, конгресс крайне зол на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в частности, из-за тюремного заключения американского пастора Эндрю Брансона в течение почти двух лет по обвинению в террористической пропаганде.

«Все эти различные силы, действующие от различных заинтересованных групп, могут помочь объяснить неспособность Белого дома назначить посла в Анкаре более года с тех пор, как посол Джон Басс был назначен в посольство США в Афганистане… В конце этого процесса администрация Трампа всё ещё может выбрать политического назначенца, а не карьерного дипломата, сказал один дипломатический источник», - считает Таныр.

Предполагают, что Саттерфилд по-прежнему является главным кандидатом, но до тех пор, пока Белый дом не сделает объявление, это остаётся только слухом.

Помимо этого, Таныр считает, что стоит обратить внимание на то, что в последние месяцы Белый дом и Госдепартамент назначали должностных лиц, которые, как известно, выступают против исламизма Эрдогана.

«Ожидание в Вашингтоне состоит в том, что Болтон (Джон Болтон - советник президента США по национальной безопасности. - Ред.) хочет законно обозначать «Братьев-мусульман» как террористическую группу. Такое решение может усугубить проблемы между Турцией и Соединёнными Штатами, учитывая, что Эрдоган в некотором смысле является неформальным лидером «Братьев-мусульман» в регионе. В некоторых кругах партию Эрдогана (Партия справедливости и развития, ПСР. - Ред.) называют турецким «Братством мусульман», - отмечает автор.

Также, по мнению Таныра, стоит учитывать недавний скандал с передачей F-35, непреходящее недовольство США покупкой Турцией у России С-400 и то, что Белый дом даже не опубликовал заявление для прессы о телефонном звонке с поздравлениями Эрдогана с победой на выборах. Правительство США также не направило специальную делегацию на церемонию инаугурации Эрдогана, её представил только нынешний высокопоставленный дипломат США Коснетт.