Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, обладая доминирующими лидерскими качествами и безграничной способностью к микроменеджменту, несомненно, наслаждается предстоящими вызовами, особенно после того как он изменил систему правления, объединив большинство государственных учреждений и установив над ними свой контроль.
Такого мнения придерживается директор турецкого проекта вашингтонского научного Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бюлент Алириза.
Победа президента Эрдогана на выборах 24 июня поставила его во главе новой президентской системы правления, которую он «лично разработал и начал реализовывать», и которая позволила сосредоточить в его руках беспрецедентный контроль за всю историю Турции, отмечает автор. Турецкий президент оставил за собой право издавать постановления, - полномочие, до его инаугурации 9 июля доступное только во время режима чрезвычайного положения, введённого после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в июле 2016 года.
В рамках новой системы был упразднён пост премьер-министра, а число министров сократилось с 26 до 16, все из которых будут отчитываться непосредственно перед Эрдоганом.
Действующий Совет министров состоит из бизнесменов - приверженцев Эрдогана, зять президента Берат Албайрак возглавляет Министерство финансов и казначейства, а ещё один его близкий союзник, бывший начальник Генерального штаба Хулуси Акар занял пост министра обороны, позволяя осуществлять контроль над армией.
Согласно докладу CSIS, в новой системе правления большая часть полномочий парламента перешла к президенту, в то время как создание новых государственных органов, связанных с президентом, может еще в большей мере уменьшить власть Великого Национального Собрания Турции.
«65 существующих советов, комитетов и комиссий были объединены в девять советов по науке, технологиям и инновациям, образованию, экономике, безопасности и внешней политике, праву, искусству и культуре, здравоохранению и местному управлению, и социальной политике. Эти комитеты будут состоять из заместителей председателя и двух других членов, непосредственно отчитывающихся перед Эрдоганом. С учетом того, что эти комитеты призваны разрабатывать политику на макроуровне они неизбежно столкнутся с министерствами, имеющими важное значение из-за их близости и доступу к президенту. Эрдоган теперь имеет право формировать и контролировать все исполнительные действия без эффективного мониторинга парламента, особенно принимая во внимание тот факт, что Партия справедливости и развития президента (ПСР) сохранила контроль над парламентом страны», - говорится в докладе.
В докладе подчёркивается, что президент имеет в своих руках больше власти в стране чем, когда бы то ни было, но и ответственность, особенно за экономическую ситуацию, также лежит на его плечах большим грузом, чем когда-либо прежде.