Усилие Турции по улучшению отношений с Израилем через пять месяцев после высылки израильского посла является довольно прагматичным шагом, который стал результатом общей заинтересованности в противостоянии доминированию Ирана в регионе.
Об этом вышла статья в Jewish News Syndicate.
Однако, по мнению аналитиков, сближение вряд ли будет носить глубокий характер из-за неприязни к государству Израиль в Турции и исламистского мировоззрения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
При этом обе страны возобновили усилия по экономическому сотрудничеству и готовятся к открытию своих посольств в начале октября.
Сотрудничество возобновилось спустя несколько месяцев после того, как Эрдоган обвинил Израиль в геноциде и выслал посла Эйтана Наеха в ответ на убийства 61 палестинца во время протестов в ходе «Великого марша возвращения» в мае.
С тех пор экономика Турции ослабла в связи с падением лиры, а её дипломатическая вражда с Соединёнными Штатами на почве задержаний американских граждан и сотрудников консульств сильно изменила геополитическую ситуацию.
«Израиль и Турция сталкиваются с общими угрозами безопасности со стороны растущей гегемонии Ирана. Кроме того, обе страны испытывают одинаковую неприязнь к жесткому режиму сирийского президента Башара Асада», – цитирует JNS бывшего члена парламента Турции и старшего научного сотрудника Фонда защиты демократии Айкана Эрдемира.
При этом, по его словам, общие интересы не станут достаточно прочной основой для надёжного партнёрства в области безопасности и разведки, пока власть в Турции принадлежит Эрдогану, чьи «исламистское мировоззрения и антисемитские предрассудки» в прошлом неоднократно подрывали отношения между народами. Следовательно, двусторонние отношения останутся исключительно деловыми.
Дилиман Абдулкадер, директор курдского проекта Фонда Middle East Truth, выразил аналогичное мнение в интервью JNS. «Идея сильного еврейского государства вызывает тревогу в турецком обществе, особенно после инцидента с посольством», – добавил он, ссылаясь на решение президента США Дональда Трампа о переносе посольства своей страны в Иерусалим, тем самым признав спорную территорию столицей Израиля.