Турецкое правительство в период с ноября по март аннулировало 682 удостоверения аккредитованного представителя прессы.
Согласно сообщению турецкой службы Deutsche Welle, в ноябре 2018 года насчитывалось 15 тыс. 423 постоянных владельца журналистских удостоверений и 5 тыс. 709 жёлтых, или временных держателей пресс-карт. В марте 2019 года эти показатели снизились до 14 тыс. 759 и 5 тыс. 691 соответственно.
Новые правила затруднили получение аккредитации, необходимой для участия в официальных брифингах для СМИ в администрации президента, парламенте и других государственных учреждениях, как местным, так и иностранным журналистам. Кроме того, пресс-карты нужны иностранным представителям СМИ для получения вида на жительство, и они обязаны покинуть страну, если их аккредитация аннулирована.
После перехода в прошлом году на президентскую форму правления, государственное учреждение, принимающее и обрабатывающее заявления на аккредитацию, перешло в ведение президента, и было переименовано в «Управление по связям». Его полномочия были также расширены в связи с тем, что теперь управление может отказать журналистам в выдаче пресс-карт даже тем работникам СМИ, которые соответствуют всем критериям, изложенным в правилах.
Вейсел Ок, основатель и один из руководителей Ассоциации по исследованиям в области СМИ и права (MLSA), подал ходатайство в Государственный совет, заявив, что данное положение противоречит статье №10 «Европейской конвенции о правах человека» (ECHR).
В интервью DW Ок сказал, что пресс-карты используются турецким правительством в качестве инструмента для оказания давления на журналистов.
Он также отметил, что комментарии правительства относительно критики о свободе прессы напрямую связаны с аккредитацией в том смысле, что журналистами считаются только те, у кого есть пресс-карты.
«В своих заявлениях за рубежом власти утверждают, что в тюрьме нет журналистов, потому что ни у кого из арестованных нет удостоверения аккредитованного представителя прессы», — подчеркнул Ок.