Задержание пастора Брансона стало слишком дорогостоящим для Турции

Внешняя политика Турции после выборов свидетельствует о продолжении многоплановой дипломатии при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане.

Такого мнения придерживается колумнист Hürriyet Серкан Демирташ, напоминая, что в интервью телеканалу NTV 29 июня министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что Турция будет продолжать пытаться увеличить число друзей и уменьшить число врагов, девиз, используемый премьер-министром Бинали Йылдырым после того, как он вступил в должность от уходящего премьер-министра Ахмета Давутоглу в мае 2016 года.

В ходе интервью, отмечает автор, были выделены два основных внешнеполитических направления Чавушоглу: связи с ЕС и США. Что касается первого, то у Анкары нет особых надежд на возобновление давно приостановленных переговоров о вступлении, особенно во второй половине этого года, поскольку относящаяся скептически к Турция Австрия возобновит срок председательства.

«Что касается последнего, то турецкое правительство, похоже, привержено развитию связей с администрацией президента США Дональда Трампа путём расширения сотрудничества на сирийском театре и решения десятков двусторонних проблем. В этом плане есть и позитивные признаки со стороны Вашингтона», - замечает обозреватель.

По мнению Демирташа, недавний телефонный разговор Трампа с Эрдоганом оказался продуктивным, поскольку оба лидера договорились встретиться на полях саммита НАТО в Брюсселе 11 июля и 12 июля. Кроме того, госсекретарь США Майк Помпео намекнул на гораздо более продуктивное дипломатическое взаимодействие с Турцией после выборов.

«По словам Чавушоглу, турецко-американская рабочая группа, созданная для решения некоторых двусторонних консульских и правовых вопросов, встретится 13 июля, сразу после встречи Эрдогана и Трампа. Также турецкие и американские официальные лица проведут отдельную встречу для обсуждения продолжающегося сотрудничества в борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК) в июле на фоне продолжающейся кампании турецких вооружённых сил против террористической группировки на севере Ирака», - пишет автор.

Тем временем, сделка при посредничестве Чавушоглу и Помпео по совместному патрулированию провинции Манбидж в Сирии успешно реализуется с конкретными сроками, которые предполагают начало вывода подразделений Отрядов народной самообороны (YPG) из Манбиджа к 4 июля. обращает внимание журналист.

Он считает, что это соглашение по дорожной карте Манбиджа прокладывает путь к лучшему пониманию и координации между двумя союзниками, чьи связи были серьёзно повреждены.

«После упоминания позитивных аспектов по-прежнему существует ряд очень важных вопросов, которые необходимо решить. Одна из них-планы Турции по закупке российских систем ПВО С-400. Это уже вызвало ряд реакций со стороны Конгресса США, которые могут закончиться санкциями в отношении Турции, в том числе блокированием продажи самолетов F-35», - отмечает автор.

Что касается консульских вопросов, постоянные требования Турции об экстрадиции Фетхуллаха Гюлена, который, как полагают, был вдохновителем неудавшегося переворота в июле 2016 года, а также дело Halkbank, которое может привести к многомиллиардному штрафу за нарушение санкций США в отношении Ирана, составляют повестку дня Анкары. В свою очередь, подчёркивает Демирташ, продолжающееся содержание под стражей пастора Эндрю Брансона и двух местных сотрудников дипломатических миссий США относится к числу вопросов, которыми активно занимается Государственный Департамент США.

Журналист утверждает, что дело Брансона привлекало огромное внимание в США, как политически, так и религиозно: это вызвало ряд серьёзных вмешательств конгресса против Турции, которые повлекли бы за собой политические последствия.

По его мнению, Брансон, который находится в тюрьме с конца 2016 года, кажется «слишком дорогостоящим для Турции», и его дальнейшее содержание под стражей ещё больше осложнит ситуацию. Именно поэтому многие дипломаты в Анкаре ожидают его потенциального освобождения с последующей депортацией до суда 18 июля.

«Конечно, невозможно предвидеть, каким будет решение суда, но его освобождение, несомненно, поможет продолжающемуся процессу примирения между Турцией и США», - констатирует Демирташ.