Борзу Дарагахи пишет, что отдаление Турции от своих западных партнёров в сторону России способствует укреплению стратегии Москвы по «превращению экономической мощи в политическое влияние и стратегическое преимущество.
Благодаря умелой дипломатии в сфере энергетики Москва получила возможность управлять портом на средиземноморском побережье Турции, указывает автор в статье для The Independent.
Он напоминает, что Турция во время холодной войны была крепко связана со своими союзниками по НАТО благодаря своей решительной оппозиции коммунизму и страху перед российскими имперскими амбициями. Однако развал Советского Союза устранил существенное препятствие для разрядки напряжённости в российско-турецких отношениях, и российским чиновникам удалось наладить экономические и, что особенно важно, энергетические связи, отмечает Дарагахи.
«Бывший западный дипломат рассказал, как российский государственный "Газпром" убедил турецких чиновников в конце 1990-х годов подписать соглашение о строительстве газопровода "Голубой поток" в обход транзитных стран. США выступили против этого, но Турция всё равно подписала соглашение, несмотря на возражение Вашингтона. По словам бывшего дипломата, к арсеналу российского оружия прилагался также частный самолёт с проститутками», — добавляет журналист.
Переломный момент для осуществления российских интересов, по его словам, наступил в 2010 году, когда государственная атомная энергетическая компания «Росатом» выиграла тендер на строительство первой в Турции атомной электростанции Аккую на юге страны.
«Первоначальное соглашение позволило "Росатому" и его турецкому партнёру построить фабрики, склады, торговые предприятия, административные здания и реализовать другие проекты. Но строительство продолжало тормозиться, пока Анкара не выдвинула новые условия», — подчёркивает Дарагахи.
По его мнению, новая сделка даёт «Росатому» полный контроль над электростанцией и позволяет компании строить и эксплуатировать морские порты и терминалы.
Создание нового порта может предоставить России стратегическую логистическую базу в восточной части Средиземного моря для осуществления своих операций, цитирует журналист высказывания турецкого эксперта по внешней политике Йорюка Ишыка. Поскольку Россия играет важную роль в сирийском конфликте, это станет большим шагом вперёд для стратегических целей Москвы, указывает автор.
Укрепление связей Турции с Москвой также привело к покупке российских систем ПРО С-400 в рамках соглашения 2017 года, которое было реализовано в этом году, отмечает Дарагахи.
По его словам, данная сделка считается ярким примером отдаления Анкары от своих союзников по НАТО, которые считают присутствие российской системы на территории союзников потенциальной серьёзной угрозой безопасности.
Россия также тесно сотрудничает с Турцией в урегулировании сирийского конфликта, несмотря на то, что два правительства поддерживают противоположные стороны в войне, напоминает автор. Анкара и Москва являются участниками мирных переговоров в Астане, которые проводятся в качестве альтернативы зашедшим в тупик попыткам урегулирования сирийского конфликта Организации Объединённых Наций.
Помимо всего прочего обе страны в прошлом году подписали соглашение о предотвращении нападения сирийского режима на Идлиб, последнюю провинцию, удерживаемую оппозицией, заключает журналист.