В результате раскола, наметившегося в правящей Партии справедливости и развития (ПСР) после выборов в Стамбуле, партию покинули около 60 тыс. членов, пишет обозреватель Гювен Гюркан Озтан.
Членство в ПСР было свободным для граждан Турции и являлось почти обязательным, если кто-то хотел выиграть крупномасштабные государственные тендеры или найти работу для родственника, указывает Озтан в статье для BirGün, добавляя, что после поражения правящей партии в финансовом центре Турции Стамбуле и столице Анкаре на местных выборах, ресурсы, имеющиеся в распоряжении партии, значительно сократились. По словам обозревателя, сейчас в рядах партии идёт борьба за кусок пирога, поскольку партийная элита не желает делиться.
По мере того, как достоянием общественности становится всё больше коррупционных скандалов, видные деятели партии уходят в отставку, чтобы создать новые политические движения, и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, не в силе остановить их, так как членство в ПСР начинает дорого стоить, отмечает он.
Озтан подчёркивает, что нынешняя поддержка Эрдогана ослабевает, а его репутация как лидера, объединяющего консервативные слои населения страны, оказалась под сомнением.
Партнёр Эрдогана по «Народному союзу», лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели, увидев, что некоторые избиратели, отказавшиеся от ПСР, обратили взор на его партию, и, понимая, что ПНД останется в выигрыше, когда альянс потерпит неудачу, пытается усилить давление.
Те, кто понимает, что партия медленно тонет, начали покидать её ряды, а некоторые представители СМИ и бюрократы прекратили поддерживать ПСР, пишет Озтан.
Министры, назначенные ПСР из числа представителей частного сектора, поскольку они якобы знают, как добиться цели, усугубили всё, в то время как бюрократические механизмы, которые правительство должно было упорядочить, не справляются с самыми основными задачами, а обещанная ими стабильность предоставила ПНД свободу действия.
По словам обозревателя, первопричиной нынешних проблем в стране является президентская система.
Вместе с тем правая оппозиционная «Хорошая партия», основанная бывшим министром внутренних дел Мераль Акшенер и политиками, которые по большей части были недовольны риторикой ПНД, и в частности консервативно-религиозная «Партии Счастья», а также возможно, новые партии, считают, что в ближайшем будущем их партия станет ключевой, поясняет Озтан.
Кроме того, количество членов в оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) растёт, и после выборов в местные органы власти число её избирателей вновь увеличилось. Однако, несмотря на данное обстоятельство партии до сих пор не удалось полностью избавиться от влияния ПСР на страну, поскольку многие решения в партии принимаются исходя из того, что большинство населения Турции довольно консервативно, заключает автор.