Политическая ссора между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и его французским коллегой Эммануэлем Макроном подчёркивает растущий разрыв между Турцией и Европой, заявляет Мохаммед Айуб, старший научный сотрудник Центра глобальной политики в Вашингтоне.
«Оба лидера играли на публику, но их резкий обмен мнениями, хоть и не являлся основной причиной растущего разлада между Турцией и основными европейскими странами, продемонстрировал, насколько сильно ухудшились турецко-европейские отношения», — пишет Айуб в статье для National Interest.
Макрон и Эрдоган обменивались политическими колкостями относительно свободы слова и французского плана по борьбе с исламским экстремизмом после убийства в прошлом месяце французского учителя, который на уроке по свободе выражения мнений использовал вызывавшие споры карикатуры на пророка Мухаммеда из сатирической газеты Charlie Hebdo, указывает автор
По словам Айуба, рост напряжённости между двумя странами имеет более широкий геополитический контекст, поскольку Турция стремится расширить своё влияние на бывшие османские территории, а Франция возглавляет усилия Европы по противодействию этому.
Он отмечает, что Европейский Союз поддержал Грецию и Кипр в споре с Турцией по поводу морских границ и прав на бурение в Восточном Средиземноморье, при этом Франция оказывает Греции особенно твердую политическую поддержку. Макрон также раскритиковал турецкую военную поддержку признанного Организацией Объединённых Наций правительства в Триполи против сил ливийской оппозиции, обвинив Эрдогана в нарушении международного эмбарго на поставки оружия, добавляет автор.
«Позиция ЕС по Восточному Средиземноморью способствует возрождению турецких воспоминаний о политике европейских держав не только по разделу нетурецких частей Османской империи в конце Первой мировой войны, но и о разделе самой Турции», — заключает аналитик.