Строительство двойного газопровода «Турецкий поток», по которому российский газ будет поступать в Турцию и за её пределы, не только увеличит зависимость Анкары от Москвы в энергетическом плане, но и приблизит страну к реализации её долгосрочной цели стать региональным энергетическим центром.
Об этом пишет эксперт по энергетике и региональной геополитике Майкл Танчум в статье для Turkish Policy.
Благодаря «Турецкому потоку» доля российского газа в потреблении Турции достигнет 35%, «укрепив и без того неоспоримую позицию России на энергетическом рынке Турции», и частично противодействуя попыткам Анкары диверсифицировать поставки энергоносителей, посредством строительства Трансанатолийского газопровода из Азербайджана, отмечает автор.
После введения в эксплуатацию в следующем году, «Турецкий поток» предоставит России дополнительный маршрут для поставки газа в Европу, усиливая таким образом влияние Москвы на европейском энергетическом рынке и создав альтернативный маршрут в обход нынешнего трубопровода, проходящего через Украину, подчёркивает эксперт.
Кроме того, «партнёрство России с Турцией является частью её более крупной цели по восстановлению роли в качестве незаменимого игрока на Ближнем Востоке, интересы которого необходимо учитывать», и улучшит её позиции в противостоянии Европейскому союзу и НАТО, отмечает Танчум.
Эта сделка также будет работать и в пользу Турции, стремящейся стать энергетическим центром «там, где встречаются покупатели и продавцы, и где определяются цены», как выразился турецкий министр энергетики, напоминает автор.
Более тесные отношения, построенные вокруг нового трубопровода, по всей видимости, также сыграли свою роль в более широком развитии российско-турецкого сотрудничества, например, в Сирии, где две страны провели переговоры о предотвращении вооружённого столкновения в западной сирийской провинции Идлиб.
«Стремление Анкары позиционировать Турцию в качестве энергетического узла привело к тому, что страна согласилась играть огромную роль в структуре поставок российского природного газа, признав Москву партнёром в реализации своих стратегических амбиций», – заключает аналитик.