«Турция могла бы стать энергетическим центром, если бы не внешняя политика»

Турция могла бы удовлетворить собственные потребности в энергоносителях и позиционировать себя в качестве энергетического центра на европейских рынках, если бы не её напряжённые отношения с соседями.

Об этом в анализе, проведённом для Германского фонда Маршалла Соединённых Штатов (GMF), пишет Кадри Тастан.

Автор напоминает, что ExxonMobil в этом году обнаружила третьи по величине залежи природного газа у южного побережья Кипра, а региональные державы, не считая Турцию, собрались в Каире, чтобы создать региональную энергетическую ассоциацию.

«Эти события подтверждают, что энергетические проблемы будут играть более важную роль в новой региональной динамике и несколько ключевых игроков начнут борьбу за использование этих недавно открытых ресурсов», – указывает журналист.

Тастан отмечает, что Турция занимает прочную стратегическую позицию по отношению к энергетическим рынкам и поставщикам, указывая на проект TurkStream с Россией, Трансанатолийский трубопровод (TANAP) с Азербайджаном и Восточно-Анатолийский газопровод с Ираном.

«У Турции также есть потенциал и амбиции не только удовлетворить собственный спрос на энергию, но и позиционировать себя в качестве энергетического центра для европейских рынков», – добавляет аналитик.

По его словам, в этой связи у Турции есть ряд препятствий, в том числе зависимость от российского и иранского импорта газа и ожидаемое увеличение спроса, а также Анкаре срочно нужно найти другие источники.

Тастан указывает, что вот почему недавнее открытие месторождения у берегов Кипра и тот факт, что трубопровод через Турцию станет самым эффективным маршрутом в Европу, представляют благоприятную возможность, как для Турции, так и для других стран региона.

Основным камнем преткновения может стать кипрский конфликт. Разведка и бурение месторождений газа в районе Кипра является весьма спорным вопросом между Республикой Кипр и Турецкой Республикой Северного Кипра.

Кипр разделил территорию, которую он считает своей исключительной экономической зоной, на 13 блоков, права на бурение в которых вызвали большой интерес из-за возможности обнаружения гигантских запасов газа. Турция заявила права на кипрские блоки 1, 4, 6 и 7. ExxonMobil обнаружила месторождение в блоке 10.

Афины и Никосия неоднократно заявляли, что Анкара нарушает международное право своими притязаниями и буровой деятельностью вблизи Кипра. Надо сказать, что в последние месяцы напряжённость между соседями значительно усилилась по мере продолжения буровых и разведывательных работ.

«Те, кто приезжает в регион издалека, и их компании, должны уяснить, что они и пальцем не могут пошевелить в этом районе без нас. Без Турции в Средиземноморье не будет никакой деятельности; мы этого недопустим», – заявил в феврале министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

Страны Европейского союза, а также Египет, сотрудничающий с Италией с целью оказания содействия в создании газовой инфраструктуры Кипра, выразили свою поддержку Никосии. ЕС рассматривает вопрос об обходе Турции посредством строительства дорогостоящего трубопровода через Крит или транспортировки газа в Европу через Египет.

«Турция является наиболее экономичным экспортным маршрутом для морского трубопровода, который может доставлять эти ресурсы из региона в Европу. Однако, нынешние конфликтные отношения Анкары почти со всеми странами, заинтересованными в ресурсах, такими как Республика Кипр, Греция, Израиль и Египет, могут помешать ей стать главным энергетическим центром региона», – заключает аналитик.