«Турция может ограничить влияние Ирана в Ираке и Сирии»

Решение президента США Дональда Трампа, вывести американские войска из Сирии, даёт Турции возможность расширить своё влияние и, возможно, обуздать региональные амбиции Ирана.

Об этом пишет американский журнал National Interest.

Данное обстоятельство может не только свидетельствовать о возложении ответственности за борьбу против ИГИЛ (запрещена в РФ) на Турцию, но и о возрождении давнего регионального соперничества.

«По мнению многих наблюдателей на Ближнем Востоке на арене вновь остались два исторических соперника. Если в прошлом это были Османская империя и иранская шахская династия Сефевидов, ведущие борьбу за гегемонию в регионе, то сегодня это Анкара и Тегеран», – отмечают в статье турецкий военный аналитик и политический комментатор Юсуф Эрим и бывший редактор общественного мнения Al Jazeera English Online Таня Гудсузян.

По словам Гудсузян и Эрима, в последнее время возобновился интерес к роли Турции, особенно со стороны маргинализованных суннитских общин в Ираке. Влияние США в регионе снижается, особенно в связи с надвигающимся выводом войск из Сирии. Ирак может вскоре призвать Вашингтон вывести войска и со своей территории, дав больше возможностей Турции и Ирану.

Недавний опрос иракской исследовательской компании Alustakilla показал резкое снижение поддержки Ирана среди иракских шиитов. В 2015 году Иран поддерживали 88% населения Ирака, в то время как в 2018 году этот показатель составил 47%. Данное обстоятельство связано в основном с тем, что иракское правительство, контролируемое поддерживаемыми Ираном шиитскими партиями, не смогло улучшить уровень жизни, считают аналитики.

Однако согласно другим сообщениям, влияние Ирана в Ираке возросло, и позиция Тегерана тверда как никогда. В прошлом месяце один аналитик говорил об «ираннификации Ирака». В любом случае, похоже, что Иран одержал победу над Соединёнными Штатами в битве за влияние в Ираке. Вопрос заключается в том, что же дальше?

Аналитики считают, что суннитские меньшинства призывают Турцию помочь смягчить влияние Ирана, в то время как более влиятельные иракские политические партии, похоже, готовы смириться с иранским доминированием в качестве альтернативы гегемонии США. Даже последователи известного радикального лидера иракских шиитов Моктада ас-Садра не настолько враждебно настроены по отношению к Тегерану, как предполагалось. Тем не менее, среди иракцев существует опасение, что это благотворное влияние может привести к будущему вмешательству.

«В этой неразберихе Турция может сыграть полезную роль, заменив антагонистические Соединённые Штаты менее агрессивным соседом. Согласно источникам в турецком правительстве, в рамках соглашения между США и Турцией по Сирии, Анкара должна попытаться смягчить экспансионистскую повестку Тегерана в регионе. Тем не менее, турецкая стратегия не конфронтационного дипломатического сотрудничества и выгодной торговли может достичь гораздо большего», – отмечают авторы.

С этой позицией согласен и бывший посол Турции в Ираке и Иране Селим Караосманоглу. «Турецкие политики должны использовать мягкую силу сначала в Ираке. В Багдаде считают, что Турция искренна в пропаганде суверенитета и политического единства Ирака», – сказал он.

По мнению Гудсузян и Эрима, тесное сотрудничество в ходе Астанинского процесса по Сирии и отказ Турции от закупок нефти в Иране дают Анкаре рычаги давления на Тегеран, представляя её в лучшем свете, чем Соединённые Штаты, и давая возможность усилить её влияние в регионе посредством диалога и торговли.

Тем не менее, данное обстоятельство может иметь и неприятные последствия, если Турция решит играть более агрессивную роль в Ираке. «Иран никогда не будет сидеть спокойно, если Турция предпримет более активные действия в Ираке», – пояснил иракский политик.

Турция также довольно конкурентоспособна в сфере торговли и инвестиций. Анкара располагает значительными вложениями в строительной отрасли Ирака и может извлечь из этого выгоду в виду увеличения спроса на строительство новых объектов в разрушенных ИГИЛ городах.

Оборонный рынок – ещё одна область возможностей. Географическое положение Турции, дипломатический вес и развивающаяся торговля делают её идеальным партнёром для развития и укрепления отношений с Багдадом.

«Важно то, что это может быть сделано путём конкуренции и сотрудничества, без стрельбы и угроз, который, таким образом, приведёт к большей стабильности и безопасности, на благо Турции и Ирака, и, возможно, создаст предпосылки для реализации других возможностей в будущем», – подчёркивают аналитики.