Дениз Текин пишет, что тысячи муниципальных служащих были уволены после того, как в прошлом месяце правительство президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана отстранило от должности десятки курдских мэров, обвинив их в связях с вооружёнными повстанцами.
В своей статье для Ahval он указывает, что чиновники, которые были уволены из муниципалитетов, возглавляемых курдами, говорят, что они были уволены без надлежащей процедуры и заменены друзьями правящей Партии справедливости и развития Эрдогана (ПСР).
Он напоминает, что правительство назначило управляющих вместо избранных мэров, принадлежащих к прокурдской Демократической партии народов (ДПН), которая, по словам властей, выступает в качестве политического крыла запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК).
Затем назначенные государством управленцы приступили к увольнению сотрудников Совета, близких к ДПН, также обвинив их в связях с РПК, подчёркивает автор.
Напомним, что РПК, признанная террористической организацией Турцией, Соединёнными Штатами и Европейским Союзом, ведёт борьбу с вооружённым мятежом за курдское самоуправление на юго-востоке Турции с 1984 года. Турецкое правительство говорит, что ДПН выступает в качестве политического крыла РПК, обвинение партия отрицает.
Мерван Эрен Гюль, юрист Конфедерации прогрессивных профсоюзов Турции (DISK), заявила Текину, что увольнения местных государственных служащих и контрактников были основаны на сообщениях разведки, в которых говорилось, что они имеют связи с РПК и поэтому являются незаконными.
«Есть несколько прецедентов, когда отчёты государственной разведки не являются юридически приемлемыми», — сказала Гюль. Она указала журналисту, что такие доказательства не были проверены в суде и поэтому нарушают презумпцию невиновности.
Мустафа Ялчын, бывший помощник назначенного правительством управляющего восточной провинции Ван, рассказал, что он с большим удовольствием уволил 653 муниципальных служащих, отмечает Текин.
По словам журналиста, данные от DISK и Конфедерации профсоюзов государственных служащих (KESK), другой основной профсоюзной группы, показали, что 5 тыс. 327 членов профсоюза были уволены из муниципалитетов Диярбакыра, крупнейшего города на юго-востоке, Вана и юго-восточной провинции Мардин в период с ноября 2016 по март 2019 года. Фактическое число, по-видимому, было выше, поскольку некоторые работники не были членами профсоюза.
В районе Каяпынар в Диярбакыре 800 из 900 работников были уволены, сказал председатель Диярбакыра Хасан Хайри Эроглу.
Сопредседатель муниципального образования Тюмбель-Сен Ясемин Ноян заявил, что ни один из государственных служащих, уволенных указом в Диярбакыре, не привлекался к уголовной ответственности.
Автор утверждает, что работникам не предлагалось никакой компенсации, и они не могли претендовать на пособие по безработице из-за того, как они были уволены. Из 2 тыс. 876 муниципальных служащих, уволенных в Диярбакыре, только пятерым удалось вернуться к работе с 2016 года в результате апелляций.
Многие муниципалитеты на юго-востоке управлялись администраторами после того, как их мэры из ДПН были уволены с должности из-за предполагаемых связей с РПК. Но кандидаты ДПН отвоевали большую часть своих мест на местных выборах в этом году и повторно наняли некоторых сотрудников, которые были уволены администраторами, отмечает Текин. 29 были наняты обратно муниципалитетом Диярбакыра после того, как ДПН выиграл его обратно на местных выборах 31 марта этого года. Когда три месяца спустя были назначены новые администраторы в муниципалитетах, возглавляемых ДПН, включая Диярбакыр, они были уволены ещё раз, наряду со многими другими муниципальными служащими, указывает автор.
Правительство заявило, что муниципальные работники, которые были наняты обратно, имели связи с терроризмом и использовали это, чтобы оправдать их увольнение. Все старшие муниципальные администраторы, назначенные свергнутыми мэрами, также были лишены должностей, подчёркивает Текин.
Но рабочие говорят, что они были уволены без надлежащего расследования или надлежащей процедуры.
Работница 20 лет, которая говорила с журналистом на условиях анонимности, сказала, что они были немедленно уволены новой назначенной правительством администрацией, которая отказала им в выходных пособиях и выплатах по социальному обеспечению. Те, кому удалось вернуться, также отказались от причитающейся им зарплаты.
Судебные иски, поданные рабочими для возвращения на работу, были немедленно отклонены, и всем им был вынесён один и тот же вердикт. «Вы не можете ожидать, что что-то выйдет из судов, когда есть так много дел. Там нет никакой реальной оценки», — сказала журналисту Гюль.
По словам анонимной работницы, многие места его коллег заняли жёны полицейских и солдат. Она сказала, что суд не нашёл никаких доказательств, кроме документа в одну страницу, в котором говорилось, что сотрудники могли контактировать с РПК.
Эроглу сказал, что это было сделано, чтобы освободить место для сторонников правительства. «Управляющие назначили своих племянников, братьев и сыновей директорами. Мы знаем одного режиссёра, который нанял 20 своих родственников», — сказал он журналисту.
Между тем, чиновники из ДПН говорят, что новым администрациям разрешено действовать почти без надзора.
«Никто не проверяет, является ли законным то, что делают назначенные правительством мэры, но мэры ДПН, которые тщательно изучают свою политику найма муниципальных служащих клеймят как террористов, и ситуация используется в качестве предлога для назначения попечителей», — сказал Ноян Текину.