Конгресс США нанёс двойной удар по Эрдогану, поскольку голосование в Палате представителей повысило вероятность санкций.
29 октября резолюция и законопроект, которые многие рассматривают как удар, направленный против администрации президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, были перенесены в Палату представителей США.
Одним из них было решение признать массовое убийство армян Османской империей во время Первой мировой войны геноцидом, в то время как в другом содержался пакет санкций против Турции.
Первое решение сводится к официальному признанию Конгрессом того, что политика Османской империи в отношении армянского меньшинства, которая привела к массовым убийствам и насильственному перемещению населения начиная с 1915 года, была геноцидом. Хотя он и не предусматривает санкций, он имеет значительную символическую ценность.
Турция вложила десятки миллионов долларов в Вашингтон, направила делегации и сформировала специальные группы, чтобы предотвратить такое решение Конгресса.
Ещё несколько лет назад хорошие отношения правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана с Вашингтоном делали крайне маловероятным принятие такого законопроекта. Даже в 2015 году, который совпал со 100-летием событий, ныне признанных геноцидом, Обама не изменил своей формулировки, и Конгресс не принял резолюцию о его признании.
Однако растущая в Вашингтоне волна негодования против Эрдогана обнулила десятилетия турецких усилий и лоббирования.
Подавляющее большинство голосов в пользу законопроекта показало масштабность оппозиции против турецкого президента. Эта последняя буря вражды, несомненно, была вызвана военной операцией Турции к востоку от реки Евфрат в Сирии, нацеленной на поддерживаемые США курдские силы.
Согласно данным, опубликованным The Washington Post, только лоббистская компания, основанная бывшим лидером демократического конгресса Диком Гефардтом, получила от правительства ПСР 8 млн долларов для предотвращения решений о геноциде армян в период с 2008 по 2015 год.
Бывший лидер республиканского конгресса Деннис Хастерт работал с ежемесячным контрактом в размере 35 тыс. долларов. Десятки миллионов долларов были выплачены многим другим лоббистским компаниям. Конечный результат, однако — полный провал.
С пакетом санкций, который был одобрен 29 октября, возглавляемые председателем Комитета по иностранным делам демократом Элиотом Энгелем и членом республиканского рейтинга Майком Макколом, Соединённые Штаты призвали Турцию и к ответу за «совершение массовых убийств против курдов», по словам Энгеля.
Другими словами, одобренные Палатой представителей законопроекты одновременно признают геноцид армян и включают пакет санкций в отношении Турции с целью прекращения «массовых убийств курдов».
Аналогичные процессы в Сенате будет излагать лидер сената республиканец Митч Макконнелл. Подавляющее большинство голосов в пользу законопроекта в Палате представителей, несомненно, окажет давление на Сенат. Гнев по отношению к Эрдогану не утих, поскольку конфликт на северо-востоке Сирии всё ещё продолжается.
Старшие сотрудники Сената, которые работали над этими законопроектами, сказали, что существует вероятность того, что резолюция о геноциде и пакет санкций против Турции могут появиться в течение следующих двух недель.
Однако, по-видимому, предложение о признании геноцида мало интересует Сенат, поскольку официальные лица заявили, что оно рассматривается в первую очередь как способ отправить сообщение Эрдогану и что они не уверены, что это правильный путь.
До сих пор Макконнелл не внёс на повестку дня ни одного предложения о геноциде армян, ни одного законопроекта о санкциях.
И сенатский пакет санкций, и уже принятый Палатой представителей пакет санкций требовали отчёта об активах Эрдогана и членов его семьи.
Высокопоставленный чиновник, который работал над одним из этих законопроектов в Сенате, рассказал, что доклад был запрошен из-за подозрений, что турецкий президент был вовлечён в коррупционную деятельность.
Он сказал, что такое положение для Эрдогана было включено в этот законопроект, потому что «мы просто пытаемся понять вид скрытой коррупции, которая может существовать или не существовать». «Но мы не знаем ответа на этот вопрос, пока не получим лучшего понимания того, что там есть. В этом и заключается идея такого положения», — заявил источник.
Иными словами, американские спецслужбы, Госдепартамент и другие ответственные органы смогут легально отслеживать активы Эрдогана, если версия пакета санкций в Палате представителей пройдёт Сенат с большинством, не допускающим вето.
Возможность принятия такого пакета санкций в Сенате стала выше из-за большого перевеса в голосовании в Палате представителей.
Но всё же Макконнелл должен был бы сделать шаг против желаний президента США Дональда Трампа. Понятно, что Трамп не хочет вводить санкции против Эрдогана. Но всё ещё остаётся неясным, сколько своего политического капитала Трамп готов потратить на борьбу с таким давлением, находясь под давлением импичмента.
Конгресс, который сейчас находится в напряжении и крайне поляризован из-за процесса импичмента против Трампа, смог объединиться в законопроекте против Эрдогана.
В этих условиях запланированный на 13 ноября визит Эрдогана в Вашингтон ставится под сомнение. По мере приближения даты приезда следует ожидать большей реакции со стороны Вашингтона, и сам Эрдоган заявил журналистам в среду, что поездка всё ещё под вопросом.