Преобразование памятника Святой Софии является одним из последних шагов турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в направлении его заветной политической цели замены секуляризма Турции на подтверждение мусульманской идентичности страны, пишет Буби Гош в статье для Bloomberg.
Эрдоган объявил Стамбульский Собор Святой Софии мечетью в прошлую пятницу, после того как Высший суд постановил, что превращение исторического объекта VI века в музей отцом-основателем современной Турции Мустафой Кемалем Ататюрком было незаконным. Указ президента стал важным шагом для его партии в выполнении давнего требования их основной исламистской базы избирателей.
«На протяжении всей своей карьеры Эрдоган систематически разрушал светские основы Ататюрка, заложенные в 1920-е и 30-е годы, поощряя открытое выражение религиозности как в правительстве, так и в обществе», — пишет обозреватель Bloomberg. Автор также добавил, что президент сделал это, утверждая, что поддерживает наследие Ататюрка.
«С сакрализацией собора Святой Софии, который был секуляризован Ататюрком в 1934 году, президент может отказаться от притворства. Турецкое государство сейчас является выражением идеала Эрдогана в большей степени, чем идеала Ататюрка», — считает Гош.
Гош предсказывает, что наследие Эрдогана, поощряющее религию в турецком правительстве и обществе, скорее всего, переживёт светское видение Ататюрка.
Обозреватель приводит недавние структурные изменения, сделанные президентом наряду с символическими, такими как смена статус собора Святой Софии.
Например, турецкий парламент в прошлую пятницу принял закон, который позволит создать несколько ассоциаций адвокатов в любой провинции с более чем 5 тыс. зарегистрированными адвокатами. Он также сокращает пропорциональное представительство ассоциаций в национальной организации, эффективно сокращая число делегатов из крупных городов Турции, что может привести к сокращению их финансирования.
Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) Эрдогана утверждает, что создание большего числа ассоциаций адвокатов обеспечит более демократическую и плюралистическую систему. Однако большинство таких ассоциаций — а также оппозиционные партии, многие юристы и активисты, пишет обозреватель, — утверждают, что реальная цель законопроекта состоит в том, чтобы лишить власти существующие ассоциации в крупных городах, которые критиковали правительство за его нарушения прав человека и подрыв верховенства закона.
Гош назвал принятие закона «ударом по и без того ослабленной судебной системе страны».
«Это может привлечь не так много внимания, как заявление Папы Франциска об Айя-Софии, но преобразование юридических институтов говорит так же много о Турции, построенной Эрдоганом, как и переосмысление здания VI века», — заключает автор