NYT: Трамп попытался закрыть дело против Halkbank после запроса Эрдогана

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган просил своего американского коллегу Дональда Трампа в нескольких беседах, чтобы США прекратили расследование в отношении турецкого государственного банка Halkbank, руководство которого обвинялось в переводе миллиардов долларов в Иран, говорится в статье, опубликованной The New York Times 29 октября.

Трамп передал просьбу Эрдогана лояльным к нему генеральным прокурорам Мэтью Уитакеру и Уильяму Барру, которые настаивали на том, чтобы федеральные прокуроры были мягче с Halkbank, сообщает The New York Times, ссылаясь на источники. Прокурор США по Южному округу Нью-Йорка Джеффри Берман, как указывается, сопротивлялся давлению Барра.

«В середине июня 2019 года, когда господин Берман встретился с господином Барром в Вашингтоне, генеральный прокурор подтолкнул господина Бермана согласиться разрешить Министерству юстиции снять обвинения и прекратить расследование против других подозреваемых, по словам бывшего юриста департамента, знакомого с делом», — отмечает издание.

Когда Барр впоследствии уволил Бермана, чиновники Министерства юстиции назвали его упрямство по делу Турции «ключевой причиной его отстранения», говорится в статье.

Трамп также обратился с аналогичной просьбой к бывшему исполняющему обязанности генерального прокурора Уитакеру решить проблему Halkbank. Два адвоката, участвовавшие в расследовании, сообщили The New York Times, что Уитакер отклонил просьбу Бермана предъявить обвинения Halkbank в начале 2019 года.

Только после интенсивного внешнеполитического столкновения между Трампом и Эрдоганом по Сирии прошлой осенью Соединённые Штаты продолжили выдвигать обвинения против банка, хотя и не против каких-либо дополнительных физических лиц. «Тем не менее горечь администрации по поводу нежелания господина Бермана согласиться с предложением господина Барра сохранится и в конечном итоге будет способствовать увольнению господина Бермана», — говорится в сообщении NYT.

Издание указывает, что даже чиновники Белого дома стали беспокоиться о том, как Трамп справляется с делом Halkbank, поскольку у него был конфликт интересов из-за его деловых связей в Турции и с Турцией, наиболее заметным примером которого является Trump Towers Istanbul, который использует имя Трампа.

«В Белом доме отношение господина Трампа к этому вопросу стало тревожным даже для некоторых высокопоставленных чиновников в то время. Президент обсуждал активное уголовное дело с авторитарным лидером нации, в которой господин Трамп ведёт бизнес; он сообщил, что получил по меньшей мере 2,6 млн долларов чистого дохода от операций в Турции с 2015 по 2018 год, согласно налоговым отчётам, полученным The New York Times», — говорится в материале.

Газета цитирует бывших чиновников Белого дома, заявивших, что они стали опасаться, что Трамп «был открыт для раскачивания системы уголовного правосудия, чтобы продвигать транзакционную и плохо определённую повестку дня своей собственной».

В интервью NYT Джон Болтон, бывший советник Трампа по национальной безопасности, заявил, что не знает подробностей вмешательства Барра в переговоры по Halkbank. Но он сказал, что его беспокоит характер взаимодействия Трампа и Эрдогана, связанного с Halkbank.

Глобальная схема отмывания денег Резы Зарраба раскрыта в утечке американских файлов

Лоббистская кампания Турции, как сообщается, началась ещё до того, как Трамп вступил в должность. Во время однодневного визита в Турцию в августе 2016 года бывшего вице-президента США Джо Байдена, который в настоящее время является кандидатом на президентских выборах, Эрдоган попросил Байдена убрать Прита Бхарару, тогдашнего прокурора США по Южному округу Нью-Йорка, согласно резюме беседы, предоставленному NYT помощником Байдена.

Это управление находилось на ранней стадии расследования в отношении Halkbank и уже предъявило обвинение турецко-иранскому золототорговцу Резе Заррабу за помощь в организации схемы уклонения от санкций.

Эрдоган также хотел, чтобы администрация Барака Обамы удалила судью, наблюдавшего за делом Зарраба в Манхэттене, сказал помощник Байдена. И он хотел, чтобы Зарраба отпустили и позволили вернуться в Турцию.

Согласно сообщению помощника Байдена, Эрдоган сказал, что если Соединённые Штаты действительно имели в виду то, что они говорили о восстановлении отношений, то «дело должно было исчезнуть».